О трансмиссии) Хоть почти не в тему, но все же из области цепной передачи.
Цепные передачи, для вела или хоть для самолета, проектируются по одному и тому же принципу. А принцип этот подразумевает так называемое "нормальное зацепление". Это когда шаг цепи, больше шага звезды. При таком раскладе, цепь автоматически немного сползает по зубьям вверх, и занимает нужный ей радиус. Сила зацепление со всеми зубьями практически одинаковая. Чем больше разница между шагом цепи и зубьев, тем выше поднимается цепь. При достижении определенных пределов, цепь начнет проскакивать. Но на практике таких результатов добиться трудно. Слишком серьезной должна быть разница в шаге, и обычно такие цепи просто не живут. Это все относится к звездам с нормальным профилем зубьев, то есть без износа.
С износом звезд, картина немного меняется. На картинке две звезды, новая снизу и изношенная на ней)
Вертикальной части зуба нет, она сработалась. Если цепь не менялась и работает в паре с такой звездой с рождения, то в принципе ничего страшного нет, пока конечно не придет полный капец и цепь порвется, или не останется зубьев)
Что произойдет если на такую звезду поставить новую цепь? Не будет того самого "нормального зацепления". Шаг цепи меньше шага зубьев, цепь подпрыгивает вверх, но этого недостаточно что бы компенсировать разницу в шаге. В итоге происходит перераспределение нагрузки. Максимальная приходится на зуб, который только вошел в зацепление, а зуб с которого цепь сходит, получает минимальную нагрузку. В самых тяжелых случаях, вся нагрузка приходится на 1-2 начальных зуба.
На картинке входящий зуб.
При отсутствии вертикали в профиле, цепь удержаться на таких зубах не может, и просто проскакивает.
Отсель следует, что новую цепь, ставить на сильно изношенные звезды нельзя. Толку будет мало, а вот цепь умрет быстро, да и звезды такая манипуляция, тоже доканает очень быстро. Обратный вариант, когда изношенную цепь кидают на новые звезды, более работоспособен, но тоже не является оптималом. Звезды довольно быстро прикатаются к цепи)
Немного о растяжении цепи. Термин неправильный. цепь практически не тянется, она просто вырабатывается. В каждой оське каждого звена, появляется выработка, и цепь удлиняется. Но никаких растягиваний звеньев не происходит) Это так, для позновательности. Хотя конечно все привыкли говорить что цепь "растянулась"))
Теперь о ведущих звездах, то есть о звездах системы. Если звезды кассеты тянет цепь, то систему никто не тянет, как раз наоборот, звезды системы тянут цепь. В итоге все процессы на звездах системы имеют точно такую же механику, как и звезды кассеты, только как бы в зеркальном отображении. Тут и порылась собака) В кассете зубья с которых сходит цепь, фактически находятся без нагрузки, да и цепь натянута, так что проблем со сходом цепи не возникает. В системе все наоборот, максимальная нагрузка приходиться на зуб с которого цепь сходит, и цепь никто не тянет. При сильном износе, плохой смазке, грязи, возникают ситуации, когда трение между этим зубом и цепью настолько велико, что цепь не сходит, а продолжает висеть на звезде и просто наматывается на систему. С этим наверное сталкивались все. При "умелых" действиях, можно так намотать цепь на систему, что переклюка не хватит для компенсации длины, и вы его оборвете)
Ну вот и все про звезды и цепи)
Что-то украл у Шелдона, что-то сам написал)
за стиль не казнить, я не писатель)
ПыСЫ
Хистори, или попытки переделки цепного привода))
Шаг цепи - 12,7 мм, или пол дюйма) В затертые годы, кажись Шимано, пыталась ввести метрические цепи, с шагом 10мм, или даже меньше, не помню) Нахрена? Дело не в единицах измерения, а в радиусах звезд. Цифр точных не помню, считать лень, но таже шоссерная звезда, на 52 зуба, но с шагом в 10мм, уменьшалась в диаметре чуть ли не в два раза. а это серьезное уменьшение веса, а для МТБ еще и просвета между звездами и землей.
Развития идея не получила. ХЗ почему. Скорее всего из-за удорожания цепи, и большего её износа)