Не удивляйтесь названию темы. Я ничего не перепутал.
Участники:
Гарпунщик
Insane
SergeyBorisov
Итак, собственно описание ПВД:
Маршрут начался в Красной Поляне, откуда нас забрал удобный УАЗ, подняв почти на самый верх перевала Аишха. Ехать было удобно, виды были прекрасные, дорогу нашли сразу…Солнце светило, на небе не было ни облачка, но было и не жарко, мы практически не слазили с велосипедов – крутили вверх на перевалы, вниз по прекрасным сухим тропам, душа просто пела, я думал: как тут скучно наверное без велосипеда….
….резко усилившийся шум меня прервал…чудный сон как ветром сдуло, и с этим дуновением пришла суровая реальнось:
Я лежу в насквозь мокром спальнике прямо на тропе, где-то между р. Безымянкой и кордоном Умпырь. Дождь барабанит по тенту, под которым я нахожусь, ветер воет, а внизу еще громче шумит Малая Лаба…Сегодня воскресенье 03.10, 6:30 утра, скоро начнет светать. Мне хочется есть, спать, очень холодно, я весь мокрый, мышцы спины ломят…рядом ворочается Гарпунщик. Через одиннадцать с половиной часов нужно быть в Псебае, иначе нам не видать Краснодара сегодня, работы завтра и здоровья…еще долго…
Но обо всем по порядку
День первый.
В четверг 30.09, а точнее это уже была пятница, так как время было 0:30, мы сели в проходящий поезд Москва – Адлер, кое-как уложили замотанные пищевой пленкой велы на верхние багажные отделения нашего плацкартного вагона. Люди в поезде смотрели на нас мрачно, а на велы, нависающие над ними, с испугом. Но с этим разобрались…так же как Вова (Гарпунщик) с Лехой (Insane) разобрались с проводником, желающим получить по 150р с вела “за багаж”, об этом может рассказать Вова, так как я налегке сошел в Сочи, чтобы уладить дела с пропусками пограничного отряда. В 11:00 пропуска погранцов и пропуск-билет в заповедник были у нас на руках, через пол часа мы погрузились в большой автобус № 105 (или 125, не помню) и, заплатив по 70р, через час оказались в поселке Эсто-Садок, расположившийся в 5 минутах езды от Красной Поляны. По дороге наблюдали красивейшие виды гор и не такие обворажительные виды стройки олимпийских объектов.
Оказывшись в поселении, выпив “Краснодарского” чаю из одноименного магазина, мы двинулись вверх по грунтовой дороге, навстречу перевалу Аишха. Было около 14:00. Ночью прошел дождь, поэтому дорога была размыта, где-то приходилось слазить с вела, посколько в говнах не крутилось. По пути нам встречались куча каштановых деревьев, а на земле лежали плоды). Примерно через два-три часа нас догнали “Буханка” (“таблетка”) – кому как нравится и УАЗ. Водитель последнего, ранее осведомившийся о наших намерениях, сказал, что мы не прошли и половины, предложил помощь. Не долго думая, мы погрузили рюкзаки в Таблетку, велы на крышу, сам я тоже залез прямо на крышу, а Леха стоял сзади на лестничке) ЭТО БЫЛ ДРАЙВ! Я полусидел –полулежал на верхнем багажнике и наблюдал горные пейзажи, мы поднимались все выше и выше – заряженная таблетка тянула нас по таким уклонам, по которым пешком бы я шел крайне медленно). Через 15-20 минут мы оказались в каком-то поселении – здесь были не то домики, не то бараки, обтянутые рекламой пива и РЖД. Поблагодарив любезного Ашота (владелец авто), мы, последовав его совету, рванули еще вверх, за деревушку, почти сразу вошли в заповедник. Тропа была одна, поэтому мы не сомневались. Так мы ехали около получаса. Но тропа уходила плавно вниз, а мы знали, что должны лезть вверх. И компас показывал, что идем в обратном направлении. Немного подумав, мы вернулись почти к самой деревушке, разбили палатку и, поужинав, легли спать.
Весь вечер и почти всю ночь лил дождь. Спасибо Кате (Cat) за любезно купленные нам дождевики. Проснувшись утром, мы имели сквернейшее настроение, поскольку было холодно, все небо было затянуто тучами, солнца не предвиделось. Леха в ущерб спальному мешку набрал теплых вещей и, конечно, очень замерз. Эти факторы не позволили ему двигаться дальше, поэтому Алексей решил скорее спуститься (а ночевали мы на 2000м.) в Красную Поляну, и повернуть в Краснодар. Мы с Вовой, лежа в палатке, тоже приняли решение (а точнее почти приняли) ехать в КРД, поскольку ПВД совершенно теряло эстетику. Но одевшись, попив чаю и закутавшись в дождевики, мы почуствовали себя бодрее и решили-таки продолжить маршрут. Без дождевиков бы не решились.
День второй. Начало маршрута.
Накануне вечером Гарпунщик узнал верную дорогу у Коваля по телефону. Сбросив около 300 м высоты мы оказалсиь на верной тропе и, попрощавшись с Алексеем, около 10:00 начали подъем. Обращу внимание, без ГАЗа-66))) Из вещей были добротные походные рюкзаки со всем необходимым, палатка (ее мы несли по очереди). Все время лил дождь, мы знали, что ввязалсиь в авантюру, поскольку к вечеру следующего дня нам нужно было позарез попасть в Псебай и найти там Berdychа – он должен был забрать нас с вещами. Мы договорились к 16-17, но связи уже не было, так же позднее мы узнаем, что связсь должны появиться только в Перевалке. Учитывая эти факторы и не будучи уверены, дойдем ли к этому времени, (а поворачивать мы ОООХ как не любим), мы имели на самое бодрое положение духа.
Взяв высоту 2400 (было около 14:00 и по сути здесь и началось совпадение с маршрутом Коваля) мы, и без того мокрые, ехали по свежему снегу, выпавшему прошедшей ночью. Было холодно. Горы практически полностью были закрыты облаками. Спустившись метров 100-200, мы остановились и решили применить “военную хитрость” Гарпунщика: одели сухи носки и замотали ноги пищевой пленкой…недолго это помогало.
Долго ли коротко, переходя через броды, каменные завалы, сели, около 16:00 мы оказались на реке Чистой, у места ночевки, а еще через пару часов на реке Безымянной. Было еще слишком рано, а мы спешили, поэтому приняли решение двигаться до темноты. Дошли до места, где можно спуститься к реке, остановились в месте, где тропа позволяла положить спальники. Накрыв место ночлего тентом, мы высушили часть одежды над костром, поужинали и залегли спать. Ночь была беспокойная, шел дождь…
День третий. Лосячка.
Итак, я лежу почти в луже: пенка мокрая еще со вчерашнего дня, спальник мокрый, куртка мокрая. На мне только спортивные штаны, свитер, ветровка и кросовки… Я знаю, что за один день нужно пройти столько, сколько группа прошла за два. Иначе мы не успеем к месту встречи, придется ехать в Лабинск, и неизвестно, когда окажемся дома. Может поэтому силы откуда-то берутся, и, подбадривая себя словами: “надо”, я передвигаюсь вперед. Все дальше и дальше, через перевалы, ручьи: я рюкзак и вел (последние два на мне).
В одном из ручьев мы увидели тело мертвой лошади…задняя часть ее была оторвана и отсутствовала… все это мало добавляло позитива, особоенно учитвая, что дождь не переставал лить. Через 1-1,5 часа движения мы попадаем к маленькому домику, на берегу реки, где научные сотрудники предложили нам кипятку, объяснили, что до Умпыря 10км, до 3й роты 23 км, до Псебая около 50-55км. Увидев, что мы на велах, научные сотрудники предложили в следующий раз попробовать утроить трейл-райд на роликах…дельное предложение, Ковалю на заметку
“Наконец-то можно было ехать” (c) И действительно: накануне вечером в районе приюта на р. Чистой и от р. Безымянной до Умпыря мы кое-где ЕХАЛИ. Тропа была мокрой, камни скользкими. Но было очень живописно. Исполинских размеров ели тянулись вверх, к невидимому солнцу…они смотрели на нас с высока и наверное думали: “сумасшедшие букашки”. Через еще полтора часа мы оказались на Умпыре, передохнули 3-5 минут, побеседовав с местным егерем и двинули далее, к 3й роте. Было пол двенадцатого. Мы стали бодрее духом, так как чувствовали, что имеем хорошие шансы успеть, да и тропа к новому кордону была еще более живописна: ущелье смыкало реку, словно тисками, а мы пробирались в доль него, то набирая, то теряя высоту.
Через 4 часа 10 минут мы были на кордоне 3я рота. “Бойцы! Поздравляю Вас с прибытием в Доблестную третью роту!!!” – повторял Вова))) Настроение стало лучше, несмотря на то, что последние километры тянулись очень медленно. На кордоне мы никого не обнаружили и вариантов свзяаться с Псебаем по рации не было. У нас оставалось еще 2 часа 20 минут до 18:00, и мы покрутили вперед все быстрее. На одном из спусков у меня сломался петух. Это было в первый раз, так что сингл мне мастерил Гарпунщик, за что огромное ему спасибо. После этого он поехал вперед. Я за ним как мог. В перевалку прибыл на 10 минут позднее. Было около 18-18:20. Батарея моего телефон села и связаться с Berdych, которые отехал всего 20-30 минут назад, мне помогли местные жители.
Через пол часа мы мокрые, холодные и голодные сидели в теплом микроавтобусе и пили сладкое вино. Мы проехали…то есть прошли трехдневный маршрут меньше чем за два дня…
Четыре часа спустя:
За окном барабанит дождь, а я сижу в своем большом доме, в кресле-качалке…передо мной камин, в нем потрескивает дровишками огонь, на полу на моих ногах растянулась большая пушистая и добрая собака, в руках чашка горячего шоколада….Так! Что-то я увлекся и судя по всему опять немного заснул)))
Я лежу в горячей ванной, пью чай… Мои мысли витают там, где я был 16 часов назад. Мне холодно, нервно и мерзко, и предстоит ехать без остановки 11 часов. Сейчас тепло и спокойно…тогда и сейчас, тогда и сейчас…наверное разница между этими моментами и называется счастьем…
Послесловие
На велах ехали мы ехали по дороге от 3й роты. До 3й роты в седле я проехал не более 10% похода. Еще 20% вел проехал на мне. Остальные 70% – толкач. Это замечательный маршрут, но идти его надо в хорошую погоду и только пешком. Если Вам кто-то рекомендует ехать маршрут на веле, знайте: человек или неадекватен, или хочет вас помучить)))
Хочется сказать спасибо всем, кто помогал на протяжении ПВД: Кате – за переднее колесо и дождевики, без них еще в первый вечер фигово было бы. Г-ну Чумаченко и его коллегам – за кипяток, отдых в теплом домике, Марие и Вере – милым девушкам из погран.отряда, г-ну Геннадию (из офиса заповедника в г.Адлере) за то, что позаботился о нас и не пустил без пропуска минимум на 4 дня, Александру (Бердых), что практически по себестоимости забрал нас из Псебя, еще и ждал около 2х-3х часов, Ковалю – за то, что по телефону сообщил Вове, где начинается трек, ну и конечно сотуристам: InsanEу и Гарпунщику))). Читателям, за то, что дочитали этот длиннющий отчет.
Фотографии снимал только первые полтора дня: