С проблемой не четкой работы переключателя сталкивается каждый велосипедист, независимо от стажа. Причин, почему это происходит, великое множество и не редко они весьма банальны.
Первой, весьма банальной причиной является грязь, не все знают что грязные цепь, кассета, работают в разы хуже чистых и смазанных, существует миф что дорогое оборудование работает в грязи, нечего подобного, может они и лучше работают в тяжелых условиях, но не один, забитый грязью переключатель не будет работать четко. Также на работу переключателя влияет износ привода, растянутая цепь в купе со стертыми звездами кассеты, нормально переключатся не будет, а если еще и переключатель не в лучшей форме.. Поэтому прежде чем что-то делать, нужно убедится что цепь чистая и смазанная, на роликах переключателя нет застывшего слоя смазки, а на звездах еще остались зубья и рамку переключателя не шатает из стороны в сторону.
Нечеткая работа может быть из за забитых грязью рубашек троса переключателя или его износ, в этом случаи переключатель неохотно сбрасывает передачу, то есть поднимает цепь нормально, а сбрасывает неохотно, издавая треск. Пружина переключателя не может вытянуть трос или делает это не достаточно быстро, ролик переключателя соответственно не может опустится до нужного положения. Лечение простое, менять рубашку, можно вместе с тросом, причем именно менять, потому как невозможно определить на сколько она изношена и не стоит она тех денег, чтобы заморачиваться с чисткой.
Подобные симптомы бывают на новых велосипедах, буквально в течении недели после покупки, переключатель перестает поднимать передачу, это происходит из за растягивания нового троса и это нормально, нужно подтянуть трос регулировочным винтом.
Бывает так что, на новых велосипедах, только из коробки, невозможно добиться четкой работы переключателя, переключатель вроде и работает, но не так как хотелось, четкость переключения зависит от включенной передачи, то есть, переключатель может глючить на самых маленьких или самых больших звездочках, а в центре работать сносно и с большей неохотой включать крайние звезды, причем как правило, проявляется это под нагрузкой, а на стенде это не всегда заметно. Происходит это из за криво установленного переключателя, то есть ролик переключателя перемещается не параллельно оси вращения кассеты.
Чтобы выяснить на сколько ровно стоит переключатель, придуманы специальные линейки, только вот, большую часть сборщиков велосипедов это мало заботит, та и этот кусок алюминиевого профиля с болтом стоит совершенно безумных денег, как он работает можно посмотреть на прилагающимся видео.
Известно что переключатель крепится к раме через специальный съемный кронштейн, так называемый “петух”, хотя он может быть не съемным, на титановых рамах, но на современных алюминиевых или карбоновых он снимается всегда, так вот, во время эксплуатации, случается что он гнется и как следствие ведет переключатель, но на новом велосипеде петух обычно ровный, только вот из за лишней краски или мусора, он не всегда плотно прилегает к раме, по этому не надо лишний раз его гнуть подручными средствами, как показывают на видео выше.
(С)