Совершенно случайно совпало, что в прошлом году мы были в Тхамахе лишь одним днем раньше, чем сегодня, 22 июля!
На этот раз мы решили разведать старую дорогу, которая на современном ОСМ-е так и называется - "Тхамаха-Хребтовое". Выехали своим ходом в 5.00 через Смоленскую. Решили заглядывать во все "нычки", куда ведут съезды с основной дороги Смоленская - Крепостная. Дело в том, что лет пятнадцать назад меня возили под Смоленскую на источник "нарзана". Это было потрясающе: газированная йодированная вода била фонтаном из вертикально установленной невысокой трубы! Место было очень популярное. Но я совершенно не помню туда дороги, может еще кто был и вспомнит?
В общем, заглядывая везде, мы обнаружили святой источник (другой), который теперь используют смоленцы. Место очень приятное, обустроенное. Только комары портили впечатление и не дали даже посидеть перекусить. Поехали дальше в Тхамаху привычной холмистой гравийкой. У памятника нам вздумалось свернуть налево вместо обычного маршрута "прямо". Лево оно и есть лево: сначала шла приятная гравийка без машин и лесовозов. "Шашлычные" полянки на берегу реки. Видно было, что дорогу укрепляют, огораживают булыжниками в сетках и ливневками. Наверное, скоро здесь будет приличное шоссе. Вскоре дорога начала забираться на какой-то неизвестный перевал и на его вершине неожиданно закончилась. Спускаться пришлось пешком по просеке под ЛЭП, а это дело совсем неприятное.
Неприятности длились недолго и вскоре мы вкатились в Тхамаху. Тут-то и начинался основной маршрут. Подкрепившись салом и мороженым, поехали по треку. Совсем недолго под колесами бежала зарастающая, но всё же гравийка. Когда-то, до 80-х годов здесь была хорошая дорога, выводящая на М4. Но у моста через ручей Адыхеко, которого уже нет, езда закончилась. Вымазавшись в грязи, мы хотели было поворачивать назад. Но Миша сбегал на разведку и после сего было решено рискнуть. Риск оказался оправданным: после метров ста грязищи дорога снова приняла гравийный вид. Далее так и двигались, то пешком, то верхом. Впечатляли разрушенные мосты через ручьи: природа очень быстро поглощает мощные сооружения человеческих рук. Вверху смыкались кроны деревьев и весь наш путь пролегал в тенистом лесу, спасая от жары.
Всю дорогу мы были не одни: нас сопровождали следы велопротектора. Кто-то тоже мучился здесь совсем недавно! Рельефа сначала совсем не было, шли-ехали по ровному, проезжая харакреные полянки, бывшие раньше хуторами и полями. Вторая часть пути представляла из себя невысокий перевал, съехать с которого было затруднительно из-за разбитого полотна дороги и луж с неизвестным дном. Никаких прекрасных горных панорам отсюда не видно, но зато кругом тишина и тень. Думаю, двигались мы часа четыре, пока не услышали шум трассы. Помывшись в речке, протекающей невдалеке от выхода из леса, выкатились на М4. Ура! Цель достигнута, дорога разведана. Табличка у нашего финиша гласила, что катались мы по Заказнику, куда без путевок - ни-ни!
Далее доехали до ГК и теоретически успели на электричку. Но пользоваться ею не стали и вернулись своим ходом в Краснодар, что было не очень радостно, ибо хотелось еще побыть на природе.
Вывод: бывшая дорога Тхамаха - Хребтовое вполне проезжаема для Велокубани и очень крутых внедорожников после двух недель засухи.