Есть у меня тоже такой велосипед, ПВЗ неясно какого года выпуска. Я знаю только, что отец мой купил его в 70х годах, и купил с рук, уже сильно б/у. Обычный такой на вид дорожный велосипед с колесами 28" (обычные шины 622х40 мм), только звездочка ведущая не 46 зубьев, как на разные "Десны" в 80х ставили, а на 48, и руль изначально был низки и плоский. Тяжелый, как танк
. Ездил отец на нем на дачу, пока не развалился задний обод по сварному шву. Потом много лет велосипед стоял, в какие-то годы отец к нему с рук же взял колесо, потом, через несколько лет, и новую покрышку, ярко оранжевого цвета.
В какой-то момент моей школьной жизни у меня украли мой складной "Аист". То был агрегат, очень похожий на велосипед loom, как бы не первый отечественный складной велосипед. И вот тогда отец предложил мне свой старый вел, давно валяющийся в гараже. Под его же руководством мною были перебраны все подшипниковые узлы. У нового заднего колеса втулка оказалась с масленкой под шприц, что немало меня впоследствии выручало.
Чего только не видел этот агрегат за свою жизнь! Ставрополь, где я тогда жил - город весьма рельефный, разница высоты в разных его точках до 250 м, отчего климат в разных районах тоже несколько отличается. Старая, нижняя часть города - сплошной косогор, куда я велосипедом не совался. А если совался куда - назад ожидал меня тяжелый подъем с дыханием в 2 вдоха и выдоха на каждый оборот каретки, а из многих мест и вовсе выбраться можно было только пешком. Или, как я разведал позже, окружным загородным путем по насыпи некогда существовавшей железной дороги Ставрополь-Армавир. А многоскоростной вел был для меня недостижимой мечтой. Зато в верхнюю часть города подъем был весьма умеренным.
В какой-то момент подвернулась мне рама от "Салюта", откуда я взял высокий руль и длинный подседельный штырь. И наконец-то седло приобрело нормальную для моего роста (192 см) высоту, посадка стала абсолютно вертикальной и наконец перестали болеть спина и руки! Теперь то я знаю, почему на самом деле у меня все болело - расстояние от руля до седла было много меньше того, что мне нужно, ибо рама, видимо, под стандартный советский мужской рост 176 см. Но тогда это был отличный выход из положения.
И тут моя веложизнь понеслась! Поездки до 150 км в день по окрестным городам и поселкам: Михайловск, Рыздвяный, Изобильный, Солнечнодольск, Татарка, Демино, Грушевый, Молочный... где только я не побывал на этом веле! До сих пор удивляюсь, откуда были у меня такие силы и выносливость. Это ведь был тяжелый односкоростной велосипед с абсолютно вертикальной посадкой, и ехал я часто полями или вдоль железной дороги по грунтовкам! Да и маршруты были далеко не везде горизонтальные по Ставропольской возвышенности. Сейчас я жалкие 60 км в Горячий Ключ и то все никак не решусь съездить на МТБ под мой рост и хороших колесах, не то, что тогда...
Часто случалось возвращаться из дальних прогулок по ночам, в тусклом свете фары, работающей от генератора на переднем колесе. Как остановился вдали от города - сразу тьма такая, что и руки то своей не видишь. Часто ездил с прицепом на дачу и с дачи, причем, назад (вниз) ехал иногда с тяжелым грузом. Дым из задней тормозной втулки на затяжных крутых спусках был для меня обычным явлением - приезжал домой и просто прокачивал ее литолом шприцом (вот где пригодилась та масленка!). Впоследствии от дыма я избавился, поставив передний ободной тормоз. Зажать им колесо до полета через руль было нереально его узкими резиновыми колодками, но для замедления на спусках было в самый раз.
Поражает меня до сих пор живучесть подшипниковых узлов: за примерно 9 лет эксплуатации ни один узел не только не обслуживался, даже не регулировался люфт (кроме педалей, они менялись целиком на алюминиевые "спортивные", найденные на свалке). И люфтов до сих пор нет! Даже в регулярно дымившей задней втулке. Моему нынешнему Стелсу такое и не снилось, очевидно. 2 места были совершенно не живучими: спицы в заднем колесе (сколько я поймал - ровно столько спиц заменил) и рычаги педалей. Все время клиновые болты разбалтывались, а отверстия под ось становились все овальнее. В итоге я туда насовал кусков консервных банок сложнос казать в сколько слоев.
А потом у меня появилось авто, и интересы сменились на много лет, да и проблем тоже стало намного больше, не до велосипеда...
Недавно я раскопал после смерти отца тот велосипед, нашел все его детали, вывез в Краснодар и собрал его тут. Проехал круг вокруг квартала и подвесил к потолку в глубине сарая. Понимаю, что нафиг мне не нужен этот раритет сейчас, вряд ли кто-то на нем будет ездить (у жены и дочки, хотя и дешевые, но МТБ). Экспплуатировать его страшно еще и по другой причине: все резьбы там, похоже, метрические. Оно внешне очень похоже на современные, витвортовские, но взаимозаменяемость отсутствует полностью, уже проверял. Но выкинуть такое рука не поднимается совершенно! Вот так он и висит под потолком, и ХЗ чем еще закончится его история...