«ВелоКубанцы», кто уже покатался по Черногории, знают какой это кайф - ехать по пустым дорогам в невероятно красивых местах, останавливаться в придорожных ресторанчиках перекусить и выпить кофе (а также пива и ракии), и, конечно, общаться с доброжелательным местным населением. Вот и мы с Ильсой не могли забыть первую поездку и решили продолжить знакомство с Черногорией, а заодно разведать веловозможности Сербии.
Черногория. Перевал Седло.
Черногория. Серпантин.
Значительную часть пути на этот раз мы проложили по горным грунтовкам (по местному – «макадамский пут» или просто «макадам»), но и асфальта было немало. Вместо топографических карт при разработке маршрута использовали GoogleEarth. Все нужные нам места там сфотканы в приличном разрешении, только снимки староваты. Некоторые дороги из грунтовок превратились в идеальный асфальт. Местные частенько удивлялись, откуда нам известны дороги, про которые они и не слышали. С рюкзаком (велоштанами) по горным каменистым дорожкам ездить не особо приятно, поэтому мы в ключевых точках маршрута останавливались на 2-4 дня и налегке катали трейлы и радиалки.
На всякий случай брали с собой тент, коврики, спальники и посуду, но ничего из этого не пригодилось. Мы ни разу не ночевали под открытым небом, а пару раз готовили завтрак, только чтобы не везти обратно пачку гречки из НЗ. На будущее решили полностью отказаться от багажников и «велоштанов», лучше денег побольше брать, они все-таки занимают гораздо меньше места.
Главной культурной темой нашего похода было посещение мест, где снимал свои фильмы Эмир Кустурица. Мы с Ильсой большие поклонники его творчества, наши любимые фильмы это «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо», «Завет», да и другие все пересмотрели. Кстати, в то время, пока мы колесили по тем местам, Кустурица (он еще и композитор) со своим оркестром выступал в Краснодаре.
Эмир Кустурица. И его фильмы.
Изучив цены на авиабилеты, остановились на «Австрийских авиалиниях», несмотря на то, что это самая велофобская авиакомпания (берут по 70 евро за провоз велика, да еще их надо об этом предупреждать при покупке билета). Летели из Краснодара до Белграда с пересадкой в Вене. Билеты туда-обратно обошлись нам в 32000 руб. за двоих, ну и еще почти 12000 за велосипеды. Через Москву общая стоимость выходила такой же, но поверьте, пересадка и ожидание рейса в Вене намного приятнее, чем в Москве.
Тем, кто еще не в курсе, сообщаю, что никакие визы для посещения Сербии и Черногории (а летом еще и Хорватии и Албании) для россиян не нужны, достаточно действующего загранпаспорта. В Вене мы транзитную зону аэропорта не покидали, так что и тут обошлись без виз.
Итак, 3 сентября в 5 утра мы вылетели из Краснодара в Вену. Весь полет проспали, все равно за окном темно. В Вене семь часов ожидания, пиво, недолгий перелет до Белграда и в 14-40 по местному времени (время отстает от нашего на два часа) мы приземлились в аэропорту им. Николы Теслы (Тесла - самый знаменитый из сербов, даже знаменитей Новака Джоковича). Велосипеды дорогу перенесли без каких-либо повреждений, они были разобраны и упакованы в полиэтилен.
На паспортном контроле и таможне никаких проблем: - «Руси? Бициклы? Добро дошли!»
Загрузились в подошедший автобус № 72 и поехали в центр. Автобус обычный городской, ехали почти час, присматривались к Белграду. Первое впечатление – грязновато и подзапущено, как в Краснодаре 10 лет назад. В Белграде у нас было забронировано два хостела, один на день прилета и другой на два дня перед вылетом домой. Бронировали на http://www.hostelworld.com, ночь в двухместном номере - 20 евро с каждого. В хостелах останавливается преимущественно молодежь, жизнь в них кипит. В Белграде много ночных клубов, поэтому все возвращаются поздно. Друг с другом общение по-английски, персонал тоже молодежный, все очень дружелюбны, смех не утихает (бутылка пива в день и кофе бесплатно, чем все и пользуются).
Мы не стали терять время и, приняв с дороги душ, отправились гулять. Зашли на автостанцию, купили билеты на утренний автобус до Ужице. Поднялись в Старый город, он полон кафешками и ресторанчиками на любой вкус, цены ниже краснодарских. Мы с самого начала определились, что у нас будет велосипедный гастрономически – алкогольный тур, поэтому начали заходить во все приглянувшиеся заведения. В отличие от Черногории, где любимый напиток лоза (виноградная ракия), национальным напитком в Сербии является ракия из слив - сливовица ( шливовица). Мы очень быстро оценили ее вкус и предпочитали всем другим крепким напиткам. Очень нам понравился «Ракия - бар», там можно попробовать чуть ли не все сорта ракии, которые делают сербы, а ракию они делают из всего – сливы, абрикосов, яблок, груш, вишни, малины, винограда, дыни (наверное, что-то еще пропустил). Только сливовицы в меню 12 сортов трех классов – ординарная, премиум и люкс. Про каждый сорт написано, какое крестьянское хозяйство и в какой части Сербии его делает.
Ночной Белград. Наше любимое заведение.
На ужин съели по изумительному бифштексу с кровью. Вообще, все две недели похода – это ежедневное поглощение огромных порций мяса, честно, к концу даже поднадоело. Сербы ни в коем случае не вегетарианцы, вся национальная кухня основана на мясе, причем примерно поровну используется говядина, свинина и ягнятина. Мы часто удивлялись, как местные женщины спокойно расправляются с огромными порциями и при этом у всех нормальный вес.
Утром 4 сентября дотащили велики до автостанции (150 м от отеля), закинули их в переполненный багажник двухэтажного автобуса и поехали в горный район Златибор (в сербском языке за редким исключением ударение приходится на первый слог), где так любят отдыхать сербы. Необычные ощущения, когда сидишь в автобусе на втором этаже, как будто ты на дороге один, машин и обочины внизу не видно. Первые впечатления от Сербии очень положительные – все чисто и ухожено, никакой разрухи. Доехали до долины р. Зап. Моравы, начались горы. Проехали Овчар – святое место для сербов – по склонам ущелья разместилось 15 разных монастырей, все действующие.
Остановка по дороге. Набережная в Ужице. Карта нашего похода.
В Ужице вышли на автостанции и рядом на набережной начали распаковывать и собирать велики. Через полтора часа простились с компанией наблюдавших за нами пенсионеров и начали наш поход.
Часть фильма Кустурицы «Завет» снималась как раз в Ужице, на ходу замечаем знакомые места, в том числе памятник наследию социализма – никому не нужный громадный отель «Златибор». Останавливаемся сфотографировать аптеку, которую держит, вероятно, местная милиция. Перед тем как покинуть город, заезжаем в магазинчик прикупить еды и питья на перекусы. Цены в сербских магазинах ниже или такие же, как в России, в Черногории подороже.
Отель "Златибор". Ментовская аптека. Окраина Ужице.
Дорога широкими витками серпантина идет в гору. Навстречу время от времени попадаются местные велосипедисты, преимущественно на шоссейниках. Надо сказать, что по сравнению с прошлым походом, когда мы за две недели пару велосипедистов встретили, в этот раз все было по-другому. В Сербии постоянно встречали местных, а в Черногорию как будто вся Европа приехала на великах.
Погода стоит самая велосипедная, не жарко, на небе легкие облачка. Машин почти нет, мы выбрали самую красивую и спокойную дорогу до Мокрой Горы. У дороги часто встречаются оборудованные родники. У них там традиция благоустраивать родники и посвящать их кому-нибудь из умерших родственников или друзей, чтобы люди пили воду и их вспоминали. В Сербии никаких проблем с водой нет, родники то и дело попадаются, а вот в Черногории горные породы другие и много пересыхающих родников, воду с собой надо возить.
После перевальчика в 900 м дорога петляет по невысоким горам, едется очень легко, тем не менее, тормозимся у кафешки попить кофе со сливовицей.
Подъезжает компания на машине, искренне радуются, узнав, что мы из России. Я с прошлой поездки помню кое-что по-сербски, да еще и дома немного слов подучил, так что они кое-как говорят по-русски, мы кое-как по-сербски - получается почти нормальный разговор. Разъезжаемся довольные друг другом.
С гор спускаемся в долину к железнодорожной станции Шарган-Витаси – это начало отреставрированного участка бывшей узкоколейной железной дороги до Сараево. У строящейся церквушки перекусываем и поднимаемся к тоннелю под перевалом.
В кафе. В Шаргане. Тоннель.
Тоннель хорошо освещен, поэтому фонари не достаем. Почти от начала тоннеля дорога идет вниз, 767 м пролетаем за минуту, скоростной спуск продолжается до самой Мокрой Горы, сбрасываем 350 м высоты.
Прошлой осенью, после нашей поездки по Швеции, дочка была с друзьями в этих краях, поэтому мы уже знали, где здесь есть приличное жилье. Останавливаемся в домике рядом с вокзалом, хозяйка просит 10 евро с человека за ночь, не торгуемся, нас все устраивает. Прямо с нашего балкона на горе видно ж/д станцию Голубичи – для поклонников Кустурицы это культовое место, там жили герои фильма «Жизнь как чудо». Но у нас все по плану, Голубичи ждут нас завтра вечером, а сегодня мы идем в ресторан, который расположился в бывшем здании вокзала. Кругом так чисто и красиво, что даже материться не хочется. Сербы молодцы - превратили кусок старой железной дороги в туристический объект европейского значения.
На станции. В ресторане. Наш домик.
Ну, про это я расскажу потом, а пока мы занимаем столик в пустом, очень уютном ресторане и продолжаем знакомиться с сербской кухней (берем «медальоны са печурками» - мясо с грибами), заодно налаживая добрые отношения с местным официантом. Домой возвращаемся после 10 вечера.
За день проехали 50 км, набрали 970 м высоты.
5 сентября.
6 сентября.
7 сентября.
Утром 8 сентября хозяин уже ждет нас за столом с пузырем, но мы компанию не поддерживаем, и он жалуется жене, что русские не дают ему подлечиться. После завтрака со всеми прощаемся и в густом тумане спускаемся к реке. Внизу вовсю светит солнце. Переезжаем по мосту Лим и вдоль реки едем к началу подъема на перевал. Сначала идет хороший асфальт, потом грунтовка. На 800 метров подъема у нас уходит два часа.
На мосту через Лим. Перевал над Прибоем.
От перевала мы проложили маршрут по водоразделам, так что весь день едем примерно на одной высоте 1100-1250 метров. Дорога местами почти исчезает, почти все время идет по лесу. В этом районе заповедник, за день только пару человек встречаем.
К четырем часам выскакиваем из леса на асфальт, в 50 м от перекрестка видим магазинчик. Местные мужики пьют пиво, мы тоже берем пивка и садимся отдыхать под елкой, заодно беседуя с мужиками.
В дороге. У магазина.
После отдыха 11 км по хорошему асфальту едем до пос. Ябука, а оттуда еще 4 км до границы с Черногорией. Оба погранпоста проходим очень быстро. После въезда в Черногорию встречаем двух парней поляков, которые спрашивают, далеко ли граница. Последние 7 км до Плевли педали не крутим - сбрасываем 500 м высоты.
Черногория. Встреча с поляками. Плевля.
В Плевле немного промахиваемся мимо отеля, где собирались заночевать. Едем по центру, сегодня на ЧМ по баскетболу играют сербы и в барах полно народа, когда мы проезжаем мимо, болельщики нас приветствуют криками – Сербия! Сербия!
Отель оказался неплохой, ночлег стоит как в белградском хостеле – 40 евро за двоих с завтраком. Пристегиваем велики на улице у входа, и после душа спускаемся в ресторан на первом этаже. Заказываем караджорджевский стейк, а потом, как обычно, с трудом встаем из-за стола. После прогулки по вечернему городу садимся в пабе недалеко от отеля, но пива нормально попить не получается – не лезет, полтора часа сидим за одной кружкой.
Стейк по-караджорджевски. Ночная Плевля. Отель «Дельта»
За день проехали 64 км, набор высоты 1500 м.
9 сентября.
Перед Великим мостом заворачиваем в знакомую кафешку, выпить кофе и лозы.
Нам интересно сравнить с прошлым разом, за сколько мы от моста поднимемся на перевал, поэтому засекаем время и начинаем вкручивать вверх. В середине подъема начинается небольшой дождь, набрасываем на рюкзаки чехлы и крутим дальше. 600 метров на этот раз набрали за 1 час 15 минут (всего на 25 минут быстрее прошлого, но зато не устали как тогда). Дождь превращается в ливень, и мы почти час прячемся на знакомом крылечке у домика на перевале.
Мост. Здесь прыгают на тарзанке. На перевале.
Когда ливень прекратился, едем дальше, и через полчаса перед нами разворачивается панорама Жабляка на фоне Дурмиторских гор, подернутых облаками.
На подъезде к Жабляку. После дождя.
В Жабляке, чтобы не нарушать традицию, заходим в супермаркет, покупаем продукты, бутылочку лозы и на улице делаем по глотку из горлышка, чем веселим проходящих мимо старшеклассниц. Уже в сумерках доезжаем до кемпинга Мишо, его самого нет дома, но его мать нас вспоминает, и после приветственной стопки лозы селит в тот же домик, что и в прошлый раз. После постирушки, весь оставшийся вечер потихоньку попиваем лозу и слушаем с телефона Цоя, используя в качестве сабвуфера банку из-под консервов.
За день проехали 65 км, набор высоты 1550 м.
[/spoiler]
10 сентября.
11 сентября.
С утра стандартная жаблякская погода – туман, холодно. Кстати, первый раз в этом сезоне снег шел в Жабляке 3 сентября. После завтрака одеваемся чуть теплее обычного и знакомой дорогой едем на пер. Седло (1907 м). Ресторанчик с перевала перенесли на пару километров ближе к Жабляку, от кофе отказываемся, пьем водичку у родника Студенац. Спустившись с перевала, съезжаем с асфальта и по травке едем к началу каньона р. Комарница.
Дорога к началу каньона.
Проезжаем исток речки и начинаем спуск в каньон. Сначала небольшой крутой участок по скалам тащим велики на себе, потом по тропинке можно ехать.
Исток р. Комарница. В каньоне.
Каньон впечатляет суровой красотой, постоянно приходится доставать фотоаппарат. Тропинка заводит нас в лес и превращается в звериную тропу, пробираемся то под, то над завалами.
На всякий случай иду на разведку и на дне каньона, прямо в русле реки обнаруживается маркированная тропа. Видно, что здесь не бывает мощных потоков после ливней, как у нас, маркировка старая, нанесена на камнях прямо у воды, по руслу нет завалов.
Сразу становится легче, почти все время едем, то по лесу, то по живописным полянам с нависающими скалами.
Тропа уходит вверх, и на следующем спуске Ильса поскальзывается на глине и на заднице с великом на горбу съезжает к речке. У речки по валунам лазают местные парни и девушка. Увидев наш спуск, один из них кричит: - Русские? На наш вопрос, как узнал, он, покрутив пальцем у виска, говорит, что с велосипедами здесь могут появиться только русские. Останавливаемся поговорить, один из парней три года работал в Белгороде и хорошо говорит по-русски. На прощание он приглашает заехать к нему домой в Комарнице, и передать матери, чтобы она напоила нас кофе и накормила. Благодарим, но приглашением, конечно, не воспользовались.
Стены каньона расходятся и мы въезжаем в село Комарница. После села долина перегорожена скальной стеной, дорога поднимается по левому краю, а речка уходит вправо в прорезанный в стене очень узкий, извилистый и глубокий каньон Невидио. Судя по фоткам, которые мы видели в И-нете, там водят группы любителей каньонинга.
В с. Комарница. Вид с моста на долину Комарницы.
Проезжаем два небольших озера и тормозим у придорожного ресторана. После чорбы и печеной ягнятины продолжаем подъем из долины. Выезжаем на перекресток с кучей дорог, указателей нет.
Озеро. В ресторане.
Тормозим «Мерс», водила показывает на полосу свежеуложенного асфальта. Несколько километров едем по супер дороге, потом асфальт кончается и идет сначала укатанная подложка, потом просто щебенка, короче, попали на строительство новой дороги.
У короткого тоннеля нас тормозят строители, спрашивают, откуда мы, есть ли фонари, т.к. впереди еще двухкилометровый тоннель. Первый километр по следующему тоннелю едем в полном одиночестве, темно, под колесами жидкая грязь, лужи, с потолка течет. Потом нарастает шум, впереди машина долбит стены. Мужик на комбайне, заметив нас, поднимает руку манипулятора, чтобы пропустить, машет нам из кабины. Перед выездом начинается готовый участок, даже лампочки горят. Когда мы появляемся из тоннеля, строители, как один, поднимают вверх большие пальцы, приветствуя нас.
На новой дороге. Въезд в тоннель.
Через километр опять начинается супер асфальт, видим трех приближающихся велосипедистов. Мы сначала принимаем их за группу Гозо с Веломании, но оказывается, что парни с Украины, двое из Киева и один из Харькова. После короткого разговора выясняем, что они заблудились. Уже темнеет, зовем ребят переночевать у Мишо. Вскоре они отстают, на повороте Ильса остается их ждать, а я, пока окончательно не замерз, кручу в тумане домой.
После того, как ребята устроились, заходим к ним поговорить, а потом через ночной лес идем в центр ужинать.
За день проехали 57 км, набор высоты 1200 метров.
12 сентября.
Сегодня с Ильсой едем Durmitor Round Trail.
Еще с прошлого раза появилась мысль объехать весь массив Дурмитор за день. Через И-нет выяснили, что мысль не новая, но от этого она не стала менее привлекательной. Утром хотели выехать пораньше, но пока почистили и смазали велы, пока поболтали с ребятами… На завтрак поехали в ресторан всей толпой, нам все равно надо было через центр проезжать. С горки от кемпинга я ехал замыкающим, передо мной Олег с ВелоКиева, скорость около 40 км/ч. Вдруг Олег взлетает вверх (решил слегка притормозить), переворачивается вместе с велом в воздухе и, приложившись об асфальт спиной, катится по дороге. Хорошо, что 30 см ширины дороги остались свободны от вела и тела, я как-то вписался. Остановившись, побежал оказывать первую помощь. Олег сильно порвал спину, подвернул левую руку, головой тоже приложился (был в шлеме). Залил его перекисью, потом залепил хлоргексидиновой салфеткой и пластырем. Кое-как спустились до остальных.
После завтрака разъехались с ребятами в разные стороны, но договорились встретиться на полдороге, в корчме в Трсе.
Из Жабляка выехали в 11 часов, сразу начался длинный подъем на перевал (1950 м) между вершинами Малый и Большой Штуоц. После перевала справа по ходу в дымке открылась панорама каньона Тары в его самой крутой части.
Склон Большого Штуоца. Каньон Тары.
Дальше классный спуск на 400 метров серпантинами через еловый лес по красивой дорожке до села Црна Гора. Село раскинулось на краю каньона реки Сушицы, до следующего села по прямой всего 1100 метров, а по дороге больше 10 км.
Около Черной Горы. Дорога в каньон. На спуске.
Начинаем спуск в каньон, дорога – гравийка с крупными камнями, радуемся, что едем без рюкзаков. До дна 370 метров, вид, как с самолета. Через 15 минут мы уже сидим внизу за столиком на берегу пересохшего Сушицкого озера.
Вверх поднимаемся медленно, скорость не больше 5 км/ч.
У «озера». Опять вверх.
Наверху, в стороне от дороги Ильса находит обзорную площадку на краю обрыва с потрясающим видом на каньон Сушицы и дальше Тары. Пока фотографируемся, на дороге с противоположного направления появляется толпа велосипедистов. Зовем их любоваться видом, это оказались чехи. Один из них бросает вел и бежит к нам, на ходу крича по-русски: - Товарищ, как твое имя? Меня зовут Юрий!
Чехи тоже едут по кольцу из Жабляка, только по часовой стрелке, выехали они в 9 утра. Договариваемся встретиться вечером в ресторане «Дурмитор», попить пива.
На краю каньона.
Ровно в три часа дня мы подъезжаем к корчме в Трсе, соседнюю корчму заняли итальянцы на велосипедах и веломобилях. Только успеваем сделать заказ, как появляются наши украинские друзья, а за ними еще семейная пара из Сум. Так и фотографируемся сборной Советского Союза.
В корчме сидим больше часа, потом прощаемся, не подозревая, что еще не раз встретимся. Ребятам на сегодня остался только супер спуск к Пивскому водохранилищу, а у нас впереди еще два перевала по 1900 метров.
От Жабляка до Трсы мы ездили в прошлый раз, но в обратную сторону дорога воспринимается, как новая. В лучах заходящего солнца горы выглядят особенно красиво.
Поднимаемся на пер. Приеспа, потом спуск до Добри До, откуда мы вчера поворачивали к Комарнице, и опять подъем на Седло, только с другой стороны. Успеваю сделать пару, наверное, лучших кадров за поход, и солнце уходит за горы. Около 7 вечера начинаем спуск, который кончается неожиданно быстро (до этого мы здесь только поднимались). В кемпинг въезжаем уже в полной темноте.
После душа одеваемся потеплей и идем пить пиво. К ресторану подошли к 9 вечера, как и договаривались с чехами, однако, официант сказал, что сегодня их еще не было. Садимся за столик и под пивко и мясо смотрим баскетбольный финал (Сербы в финал не попали, поэтому кроме нас посетителей нет). День удался (а чехи так и не пришли, наверное, каньон их убил ).
За день проехали 85 км, набор высоты 2000 метров.
13 сентября.
В Жабляке мы подзадержались, поэтому решаем до Цетинье доехать на автобусе. Сегодня первый раз видим Жабляк без туч и облаков. С утра едем покупаем полиэтилен, потом прощаемся с Мишо (он нам на дорожку дарит бутылку хорошего домашнего вина) и двигаем на автовокзал. Там выясняется, что до столицы (Подгорицы) ездят только микроавтобусы «Форд–Транзит», да и те проходящие. На наше счастье, попался нормальный водила, разрешил упакованные велики поставить в салоне, пассажиры тоже не ругались.
Подъем в кемпинг к Мишо. Жабляк в хорошую погоду.
Доехав до Никшича, видим на дороге Саню из Харькова, помахали ему, но он нас не заметил. В Подгорице, пока ждем автобус до Цетинье, сидим в ресторане. Вдруг Ильса выскакивает из-за стола и бежит на улицу, там Олег и Игорь с ВелоКиева. У Олега рука после падения почти не работает, поэтому они тоже приехали в Подгорицу на автобусе и на денек остаются тут. Договариваемся о встрече в Цетинье и едем дальше. В Цетинье приезжаем уже вечером. Пока собираем велики, успеваем договориться с местным таксистом насчет жилья.
Он нас селит у себя дома, а потом подвозит на машине к своему любимому ресторану. Рестик немного в стороне от центральной улицы, где тусуются туристы, и там реально классная кухня.
После ужина долго гуляем по городу, то и дело заходя в кафешки пропустить стопочку лозы и выпить кофе. До 10 вечера весь город на улице, даже дети, им там никто не запрещает одним гулять. В Цетинье нам нравится, очень спокойный и приятный городок, недаром культурная столица Черногории.
14 сентября.
Утром оставляем ключ под ковриком и выезжаем из города по дороге на Будву. Сегодня у нас кольцевая поездка через Скадарское озеро и городок Риека Црноевича. Перед перевалом сворачиваем с трассы налево на узенькую дорожку в Вирпазар. Дорожка идет по местам, которые в войну партизаны у фашистов отбили, много памятников героям Югославии.
Дорога к Вирпазару. Здесь, наверное, партизаны играли в футбол . Ильса в камне.
В Вирпазар ехали поесть свежей рыбы в ресторане «Пеликан» (в прошлый раз нам там очень понравилось), но как-то слишком быстро туда спустились и не успели нагулять аппетит, поэтому ограничиваемся кофе и едем дальше. Кстати, в Черногории теперь многие отели участвуют в программе Bad@Bike (т.е. предлагают ночлег специально для велотуристов), вот и на отеле «Пеликан» появилась такая табличка.
Отель «Пеликан». Вид на Вирпазар.
От Вирпазара серпантин ведет на гору, а дальше дорога прыгает вверх-вниз, пока опять не спускается до уровня озера на въезде в Риеку Црноевича.
Этот "домик" продается. Протока к озеру.
В ресторанчике перед мостом через речку берем пива и ждем, пока нам приготовят только что пойманную форель. Рыбка оказалась просто великолепной.
После обеда переезжаем речку, здороваемся с толпой велосипедистов матрасников, которых привезли на автобусе, фотографируемся на самом старом в Черногории мосту времен Римской империи и по разбитой, полузаброшенной дороге поднимаемся к Цетинье (новая дорога идет в 100 метрах выше).
Римский мост. Вид на Риеку Црноевича сверху.
Сегодня самый теплый день за поездку, поэтому на подъеме слегка запарились. В Цетинье садимся в кафешке на улице пить пиво, и почти сразу появляются Игорь с Олегом. Договариваемся с ними встретиться вечером, едем домой переодеваемся и направляемся с ребятами во вчерашний ресторан. Там советуем парням ограничиться одной порцией мешаного меса, они впервые в Черногории, и когда им приносят огромную тарелку с горой мяса, они слегка офигевают. Пока не закрывается последнее уличное кафе, гуляем и ловим кайф от какой-то особенно уютной атмосферы этого города.
Ночью с Ильсой долго не можем заснуть после огромного количества выпитого кофе.
За день проехали 75 км, набор высоты 1450 метров.
15 сентября.
Утром прощаемся с нашим хозяином, он оказался бывшим автогонщиком, да и сейчас еще участвует в ветеранских гонках. Остановившись позавтракать, уже не удивляемся, в очередной раз встретив наших новых друзей с ВелоКиева.
Две ночи мы спали под портретом Тито. Завтрак. Панорама Цетинье.
Наши пути сегодня идут в Котор. Ребята едут нашей позапрошлогодней дорогой через Негуши, а мы с Ильсой едем верхней дорогой через национальный парк Ловчен. На въезде в национальный парк охранники говорят: - «С русских денег не берем», мелочь, а приятно. Доехав до родника в Ивановой Корите, оставляем рюкзаки в придорожном кафе и налегке крутим до вершины Озерной, где стоит мавзолей черногорского правителя, писателя и философа Петра Петровича Негоша. Немного передохнув за кружкой пива в ресторане, лезем по ступенькам через тоннель к мавзолею. Здесь уже постоянно слышим русскую речь, все-таки Будва рядом.
Jezerski vrh. Серпантин. Тоннель к мавзолею.
С верхней пощадки, как говорят, в хорошую погоду видно 75% территории Черногории, похоже на правду.
Памятник над усыпальницей. Где-то там внизу едут Игорь с Олегом.
Быстро слетаем вниз, навьючиваем рюкзаки и поворачиваем налево вверх по разбитому асфальту. На высоте 1400 м дорога проходит по самому краю восьмисотметрового обрыва в сторону моря. Хочется растянуть удовольствие от предстоящего спуска, останавливаемся у лотка, где торгуют сыром и пршутом. Парень приносит сыр и вино, сидим над обрывом, наслаждаемся обалденной панорамой Адриатического моря и Боко-Которской бухты. Хребты, окружающие бухту, с такой высоты кажутся совсем небольшими. Подъезжает еще один велосипедист, мужик из Норвегии, тоже едет с Ловчена, попросил Илюху сфотографировать его на фоне моря.
Над морем.
После перекуса выезжаем на дорогу, по которой мы ехали в прошлый раз, и начинаем наматывать бесконечные серпантинные петли, спускаясь в Котор. В парке у Старого города к нам присоединяются Игорь с Олегом, и мы потихоньку едем вдоль моря, по дороге подыскивая жилье. Заходим в одну из гостиниц, но за двухместный номер просят 60 евро за ночь. Котор плавно переходит в поселок Доброта, там мы и находим у дороги миниотель с рестораном «Добротски двори». Двухместные номера с отличным видом на бухту стоят приемлемые 25 евро. Селимся по соседству с ребятами и сразу отдаем в стирку гору велосипедных шмоток. После душа идем в ресторан и понимаем, что с местом мы не промахнулись, кухня выше всяких похвал.
В «Добротски двори». Сторож отеля.
Впоследствии оказалось, что каждый день на обед сюда съезжаются местные боссы на машинах с «синими ведерками» (а таких машин в Черногории гораздо меньше, чем у нас).
Теплый вечер у моря под пальмами, хорошее вино и приятная компания, начинается «матрасная» стадия нашего похода.
За день проехали 68 км, набор высоты 1300 метров.
16 сентября.
Сегодня весь день посвящаем осмотру Котора (в прошлый раз мы его быстро проскочили). С утра едем в Старый город с Илюхой на великах. Непрерывно встречаем знакомых: семейную пару из Сум; группу итальянцев, с которыми мы жили в кемпинге у Мишо; парня с девушкой с самолета Вена – Белград (не спросили, из какой они страны). Даже чехов встретили, но с ними не поговорили, они быстро пронеслись мимо на великах.
Вечером вызываем такси и уже вчетвером опять едем в Старый город. Перед закатом лезем на крепостную стену, которая круто поднимается над городом на двести с лишним метров, спускаемся уже в темноте. Вернувшись домой, заказываем ужин в номер, тут и Мишино вино пригодилось. Игорь с Олегом разворачивают яростную дискуссию о статусе русского языка в Украине, а мы-то до этого думали, что они никогда не матерятся .
17 сентября.
Сегодня последний активный велодень. Еще в прошлый раз хотели объехать бухту вокруг, но тогда погода хреновая была. Мы с Илюхой выезжаем пораньше, т.к. хотим через горы в Герцег-Нови выехать, а ребята поедут вдоль моря. Погода идеальная, тепло и солнце. Первую остановку делаем в Перасте, а в Рисане идем посмотреть на остатки римской виллы с мозаичными полами.
Пераст. Острова. Римские мозаики.
В самой западной части Рисанского залива поворачиваем направо и по старой и крутой булыжной дороге поднимаемся мимо бывших дач югославских начальников. Начинается асфальт, потом гравийка. Уклон почти постоянно 15-17%, поэтому высоту набираем быстро. Дорога идет через лес, по обочинам много фруктовых деревьев, давим колесами инжир и кизил, гранаты еще не осыпались .
Рисан. Старая дорога. Рисанский залив.
После перевала начинается длинный спуск по бетонке, которую проложили американские солдаты, в знак примирения после бомбежек НАТО Сербии и Черногории. В Герцег-Нови сразу встречаем Игоря с Олегом. Все вместе обедаем в ресторане, потом опять разъезжаемся. Мы с Илюхой уходим с Ядранской магистрали на дорогу вдоль моря.
В Герцег-Нови. Вид из Герцег-Нови на мавзолей.
До парома едем все время под 30 км/ч, обгоняя машины и непрерывно перепрыгивая через «лежачих полицейских». Пока пьем пиво в Столиве, нас догоняют ребята, к отелю подъезжаем почти одновременно.
На пароме. Набережная в Лепетани.
Вечером опять едем в Котор, пьем пиво на Старой площади, пацаны оценивают проходящих мимо красивых девчонок. Официант, который нам носит пиво, под конец уже хохочет, когда Игорь в очередной раз произносит: - Ну откуда же они такие берутся?
За день проехали 75 км, набор высоты 1100 метров.
18 сентября.
Весь день только купаемся и загораем. На пирсе нашли крючок и обрывок лески, и Игорь успешно ловит бычков.
С уловом. Крутое пике.
Велозагар.
Вечером мы с Илюхой едем на автовокзал, у нас автобус в Белград. Пока пакуем велики, подъезжают ребята проводить нас. Перед автобусом успеваем еще посидеть в кафе за рюмкой лозы. Водитель автобуса долго отказывается везти велосипеды, т.к. багажники полны, но под натиском сборной команды отступает. Обнимаемся с мужиками, садимся в автобус и после Будвы пытаемся спать. На границе с Сербией собирают паспорта, потом спим до Белграда.
19-20 сентября.
Утренний Белград встречает нас дождем. Собираем велосипеды и идем в забронированный хостел. По дороге какой-то мужичок опознает в нас русских и идет рядом, расспрашивает. Навстречу попадается женщина средних лет, говорит: - «Я слышу, вы из России? Как же хорошо, что я вас встретила, теперь у меня будет удачный день». Да, такое может быть только в Сербии.
Хостел расположен на улице Князя Михаила, в самом центре Старого Белграда, оставляем вещи и на весь день уходим гулять.
На следующий день окончательно разбираем и пакуем велики и едем в аэропорт (девушка с регистрации вызывает нам такси с большим багажником). Пока летим в Вену, наглядно видим, как мала Европа: до Будапешта набираем высоту, а, заходя на посадку в Вене, совсем низко пролетаем над Братиславой.
В Венском аэропорту пропиваем остатки денег и ранним утром садимся в Краснодаре. Все!!!
Поездка оставила только самые приятные впечатления, а в начале сентября нам понравилось путешествовать в тех краях гораздо больше, чем в октябре. Сербия оказалась отличной страной для велопоходов, рекомендуем всем.