А началась эта история обычным вечером в обычную пятницу, когда, досиживая последний час на рабочем месте, я судорожно пытался найти решение терзавшего меня всю неделю вопроса - куда же нелегкая занесет меня на этих выходных? В это таз страшное чувство домоседа не покидало меня ни на минуту, и дрожь в руках не прекращалась…
Решение нашлось не сразу, но перейдем сразу к нему ибо остальное совершенно никому не интересно.
Идея посетить те края вкралась в мою голову уже достаточно давно, главной целью моей идеи было найти дорогу, которая бы соединила две трассы - Новороссийскую и Джубгинскую. Был запланирован однодневный велопробег с целью разведать не совсем матрасный маршрут.
И вот ранним субботним утром 7 ноября группа в составе Сергея Борисова, Лехи(Insane) и вашего покорного слуги выдвинулась, неспешно крутя педали в сторону Смоленской. Дорога туда была ничем непримечательной, временами скучной и однообразной. Монотонное педалирование прерывалось лишь однажды в п. Энем где, испив чаю, мы продолжили движение.
Смоленская- 8:45 утра- сельский магазин 24 часа- куплены продукты на дневной перекус: Булка хлеба, кило сарделек непонятного происхождения по составу напоминающим соленый крахмал, два сыра «Янтарь», полкило печенья, бутылка минеральной воды.
Справившись у продавщицы о наличии местного бистро двинулись в указанном направлении к центру села, где в отличии от окраин уже давно кипела жизнь. И вот за завтраком, разложив на пирожках некую карту местности, домашней заготовки коллегиально с дебатами начали принимать решение - куда двигаться дальше. Собственно вариантов было два, монотонно ехать в сторону Саратовской через Калужскую, либо ехать на хребет Пшаф, через который выйти в Пятигорский. Решение пришло как то само собой, и на этом непродолжительные дебаты закончились. После принятия этого решения я сразу поинтересовался о наличии у нас спичек. Как выяснится позже не зря…
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/15_1.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/16_2.jpg)
Ставропольская- 10:30 утра- сельский магазин – куплены 3 питательных батончика «Сникерс», леденцы, бутылка минеральной воды. Началось самое интересное…только отъехали от магазина как внезапно нам навстречу из тумана появился старик-«Куда едете ребята?», после чего не дожидаясь ответа сказал что мы заблудимся, потом рассказал что дорога дальше перекрыта и там какие то частные владения, но когда то давно он ходил по той дороге в Пятигорский. Легких путей мы не искали и решили свернуть с дороги, пойдя по тропе ведущей на сам хребет предполагая вернуться на дорогу впоследствии. Утренний лес в дымке неописуемой красоты, тихий шорох мягких листьев под ногами и неизведанная тропа уходящая вверх склона.
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/12_3.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/13_4.jpg)
Серега как то раз даже обмолвился словом, что в наших походах не хватает экстрима, на что мы дружно посмеялись. Позже я оценю эти слова. Безмятежность продолжалась не долго. Мой переключатель, не без помощи ветки затянуло в колесо, выгнув его обратно понял, сто движение в гору больше не будет - только по прямой либо спуск. Еле прослеживающаяся дорога внезапно прервалась густым кустарником, пробраться через который удалось не сразу, но затем дорога возобновилась и пошла вниз, в конце концов привела нас к той самой дороге выходившей из села параллельно хребту.
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/5_5.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/4_6.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/7_7.jpg)
Двигаясь по дороге как по автобану, мы время от времени встречали охотничьи внедорожники. Ничего примечательного не случилось, только одно пробитое колесо заставило нас прервать движение.
Охотничий кордон- 13:05 – людей на кордоне не оказалось, лишь несколько псов сопроводили нас громким лаем. Внезапно снова прокол, тоже колесо. А ведь причину первого мы так и не установили, ничего не нашли. В итоге потерянное время. На второй раз причина была установлена - некий шип. Продолжаем движение. Внезапно началось…дорога по которой мы двигались, была на первый взгляд укатана, но это было обманчиво. Комья грязи с камнями и травой налипали как снежный ком и просто не давали двигаться вперед. Невозможно ни ехать, ни даже катить велосипед. Мы просто увязли в грязи.
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/5_11.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/4_12.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/4_13.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/4_14.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/4_15.jpg)
![Изображение](http://img.velokuban.ru/images/4_16.jpg)
Повсеместно по дороге были следы диких кабанов и неких животных предположительно волков. Двигались очень медленно, порой всплывали мысли, которые мы с начала воспринимали как шутку, а что если мы не успеем до заката? Но времени было еще много, и мы шли и шли вперед, уже неся на плече, то, что не так давно ездило. Час за часом дело подошло к сумеркам, а просвета так и не было. Было решено разбить лагерь. Итог дня 60 пройденных км.
Место ночлега 18:00- Отойдя от дороги и спрятавшись в овраг, стали собирать ветки и мастерить некое подобие лежаков вокруг предположительного места костра, который разжигали уже в темноте. Дрова очень сырые и не сразу поддались. Но все удалось и наконец расположившись у костра принялись с удовольствием жарить и с наслаждением есть хлеб и сардельки. На то чтоб провести ночь в лесу никто не рассчитывал, и самой теплой вещью был тонкий свитер, а Леха вообще поехал в легкой кофте от спортивного костюма. Так что ночка предстояла еще та… Было решено дежурить по часу чтоб поддерживать огонь, чтоб остальные могли отдыхать по 2 часа, но спать никак не получалось, лишь временами наступала легкая дремота. Жар от костра то обжигал, то становился таким слабым, что начиналась холодная дрожь, постоянные шорохи невдалеке вокруг, отдаленные выстрелы охотничьих ружей, все это не давало как следует расслабиться и держало в постоянном напряжении, прогоняя сон прочь. И вот среди ночи, пытаясь уснуть, слышу разговор Лехи с Серегой:
– Что это там светится?
- Не знаю
-Тогда я пойду посмотрю
-Ты уверен? Тогда возьми горящую палку
В итоге они пошли куда то вдаль на гору смотреть, что же там ярко горело в ночи, приняв за фонарь луну, которая ближе к утру становилась все ярче.
6:30 утра- собираемся в дорогу. День готовил нам сюрпризы…
Продолжение истории с потаскушками велосипедов… И вдруг из-за деревьев показалось то, что придало нам внезапное чувство облегчения, но как выясниться позже ложного. Это оказались постройки, впереди было несколько домиков на опушке леса, подойдя к ним обнаружили , что там никого не было, но явное пребывание людей прослеживалось - были замки на дверях, мангал, заготовленные дрова. У одного из домиков мы увидели мемориал «… от друзей охотников». Но вот явной хорошей дороги оттуда не было. Только лишь охотничья тропа уводила в непонятном направлении. Двигались по ней, переносили велики на себе через заросли ежевики, пересохшие русла рек, поваленные деревья, ездить по такому просто не возможно. Направление движения уже вызывало сомнения, но дорога определенно прослеживалась. Внезапно появилась развилка, пройдя первый поворот убедились, что дорога никуда не ведет, пошли по второму. На поваленном дереве увидели, то, что выдавало здесь присутствие людей-«1978 г.», оптимизма честно сказать не прибавило. Продолжили движение. Запас воды мы решили пополнить в попавшейся нам небольшой реке. К тому времени у нас уже не было еды, батарея телефона с GPS оказалась полностью разряженной. И вдруг случилось то, что я боялся больше всего…Дорога внезапно оборвалась посреди леса. Этот момент заставил нас задуматься. Перспектива второй ночевки никого не радовала, не говоря уже о людях которым мы сказали, что едем прокатиться до вечера. Иногда слышались едва различимые отголоски трассы, а может это был просто ветер, тогда было сложно сказать. Решено. Двигаемся дальше на восток. Передвигаясь по руслу стало понятно, что далеко мы так не уйдем, да и найдем ли теперь дорогу обратно было вопросом. Бросаем велики и лезем на гору, крутой склон, связи по прежнему нет. Вот теперь то и пришла мысль повернуть назад, быть может успеем вернуться засветло в Ставропольскую, ну или хотя бы на укатанную дорогу пригодную для езды. Полезли выше по хребту и внезапно обнаружили дорогу. Сомнения были, но назад отступать не стали. Оставалось затащить по склону велосипеды, а ведь там и без него ноги вниз соскальзывали. Но шаг за шагом мы оказались на вершине и дорога погрузила нас в раздумья, куда двигаться дальше. Методом логических размышлений ни к чему не пришли и решили вопрос радикально по нашему - просто пойдем туда. Стало возможно ехать и движение пошло быстрее, и о чудо появилась связь, значит не все так безнадежно. Позвонили родным и сказали, что все хорошо, чтоб МЧС ненароком не вызвали, и поехали дальше. Дорога плавно шла по хребту(тогда было сложно сказать по какому именно, но точно уже не по Пшаф) то спускаясь вниз, то поднимая нас на вершины, было много ответвлений которые уводили обратно в щели, и несколько раз возникали сомнения по поводу выбора очередного поворота. Но постепенно отголоски трассы становились громче, послышались гудки паровоза, и теперь уже можно было сказать наверняка, что это были не посторонние звуки. И вот наконец находясь на вершине горы по правой стороне мы увидели крыши домов. Но дорога уходила немного левее вниз. Решили закончить разведку и повернули направо и пошли напролом вниз по крутому склону и оказались на въезде в Мирный с западной стороны. Судя по карте мы сильно отклонились от намеченного маршрута на юго-запад. С сумасшедшими глазами спросили у аборигенов, где мы находимся и получили умиротворяющий ответ.
8 ноября 13:50 – Мирный . Нашли сельпо после чего сделали то о чем мечтали так долго- купили холодного пива, никогда еще оно не было столь вкусным и приятным.
15:00 – Горячий Ключ – Вокзал. Принято решение ждать вечерний паровоз, ибо крутить в Краснодар так не хотелось. Расположились с едой на местной футбольной площадке. И после недолгой трапезы стали играть в футбол с местными мальчишками, откуда взялись силы сложно сказать. Через некоторое время соединились с группой матрасников прибывшей из Фанагорийской на вечерний электрон в составе Вадима(Mirotvorec), Кати (Cat) и Алены(Lisa). Думаю дальнейший рассказ теряет смысл ибо стандартная процедура чаепития и здорового сна на скамье в электроне никому не интересна…
В итоге – общее расстояние маршрута подсчитать точно сложно, но думаю что это порядка 90 км. Большая часть лесного массива непроходима или малопригодна для велосипеда.
Совет желающим получить ничем незаменимую дозу адреналина- когда идете в поход, идите как на один день, минимум продуктов и воды, посадите батареи телефонов и ГПС, разбейте компас и отрежьте кусок карты с важными развилками, и чтоб уж совсем не быть матрасниками забудьте дома спички…Должен сказать в этом районе еще много отличных дорог которые я собираюсь объехать. Продолжение следует…