Пусть не сочтут за офтоп, просто надоело без цифр и подтверждений писать. Если кто-то будет отвечать, пожалуйста с цифрами и фактами (обязуюсь верить на слово фактам)
kirill-k2 \$m[1]:А можно узнать механизмы борьбы с вмятинами - ну, как там активация нанокерамических и прочих добавок происходит. И почему вдруг "обычная смазка" начала допускать пару металл-металл.
Ну к приемру шариковый стенд вы слышали? Он показывает нагрузку, при которой идёт трение металл-металл (сваривание).
И у Солидола, насколько я нашёл, нагрузка сваривания - 1800 N. У литола 1400 N. У всесильного ЦИАТИМ-201 - 1000-1500 N.
Вот к примеру для той, что я использую: 2068 N. Для шрусовых смазок этот показатель порядка 6000-7000 N.
По поводу восстановления царапин и вмятин - тут зависит от состава. У молибденовых шрусов - это и есть молибден (у совсем простых - просто цинк). Почему смазки сами выбирают где наращивать - на 100% не отвечу, но скорее всего на разности температур и давления идёт осаждение носителя (молибден и цинк после разборки наблюдал "латки").
kirill-k2 \$m[1]:Наверное, вы не в курсе, что очень редкий куллер в АТС положено смазывать смазками более подходящими для использования в аппаратуре - например, силиконовыми. Гугл в помощь, по ключу "приборные смазки".
Речь не о смазке, а о восстановлении поймавшего клина подшипника. И смазанный силиконом он точно так же гремел бы, а густые смазки там закладывать некуда. Но вот работал бы он или нет -очень большой вопрос. В сервисе мы смазывали такие куллеры силиконовыми смазками - хватало очень не на долго.
Потом мы экспериментировали с тремя подобными заклинившими куллерами - ситуация всегда была одинаковой: поймавший клина и смазанный присадкой вентилятор работает сутки, потом снова стопорится, расталкивается вручную. Постепенно, почти с нулевых оборотов, за двое суток набирает рабочие обороты и дальше уже без изменений (толкать надо было пару минут, потом вращается медленно, но сам). Как Вы можете объяснить такой эффект, кроме как "накаткой " некоего покрытия, которое потом ещё требуется отполировать (т.е. рыхлый осаждённый материал повторно клинит подшипник, пока его принудительно не прикатают)?
По поводу страны происхождения смазок хадо это конечно смешно - большинство смазок их сделано в Голландии, как и масло. Пакеты присадок вообще неизвестно чьи. А почему их беру - просто надёжный поставщик проверенный опытом. Есть гораздо более крутые смазки, но на них много подделок.
А начинали мы знакомство со смазками и присадками простым экспериментом, чтобы опровергнуть или подтвердить слухи и для себя (году этак в 2003). Стенд простой - клапан жигулей как ось, втулка чугунная и привод до 30 тыс оборотов. Капля пробной смазки. Втулки и клапаны менялись для каждого эксперимента.
Итог проверок:
минералка - 3-4 тыс оборотов и закусывание-хруст.
полусинтетика - 4-5 тыс и тоже задир с неприятными звуками
синтетика - 5-6 тыс без задира, порядка 8-10 тыс идёт термоклин. После выбивания оси -
на втулке небольшой задир.
Синтетика с ER или Verylube turbo (хадо) -8-9 тыс оборотов без остановки и клинов, 12-13 тыс оборотов - термоклин. При выбивании оси, вместо царапин на втулке, идут приваренные точечьки металла на оси. Т.е. происходит точечная сварка, но именно задира не было даже после 3-х клинов подряд (капля смазки добавлялась каждый раз без смены оси и втулки).
Если же капать чистую присадку (не только ER и хадо тестили, приносили и присадки танковые, и малоизвестные у нас) - при 12-13 тыс - термоклин, но без последствий для оси или втулки. Нет ни царапин, ни приваренных капелек чугуна. Т.е. пары металл-металл нет даже при критическом тепловом клине.
Но есть пара ограничений на эти присадки - они гуще масла, и они загустевают зимой довольно сильно. Поэтому в чистом виде не везде можно применять.
Как видите, я тоже подхожу к смазкам от противного, пока не проверю, что оно работает (или не работает. На проверку попадались баночки прям с фирменных складов, которые ввозили и растамаживали. И очень часто они оказывались подделкой). Можно конечно сказать, что такие крутые смазки аж за 250 рублей для велосипеда с его пробегами и нагрузками слишком жирно будет. Вполне соглашусь с этим. Но современные смазки работают и продлевают жизнь некоторым узлам - может кому-то и пригодится.
Как я уже написал в начале - если хотите оспорить, то пожалуйста с цифрами.