Подискутируем на счёт планетарных втулок Rohloff...

Как-то прошлым летом набрёл я на обзор планетарных втулок - Sram, Shumano, Rohloff, последняя из которых показалась мне крайне интересной.
В двух словах расскажу о планетарных втулках. Планетарная втулка - это механизм, сочетающий в себе сложную систему шестерёнок , позволяющие иметь 14 скоростей в одном стакане. Благодаря закрытой системе мы имеем пыле-грязе-влагозащещённый корпус, которому всепогодные условия "по колено" - нечему засориться и заклинить/оторваться (как некоторые помнят, по моему переклюку...), 1 переднюю звезду, всего один переключатель и практически "вечный двигатель" (есть перцы, что накатали на Rohloff'e более 100 мегаметров по десятку стран без единого ремонта). Но есть другая сторона и ребро медали - вес, и не малый (всех компонентов более 2,5кг), да цена более 1000 йэвров за версию с дисковым тормозом!
Под катом список того что предлогает нам производитель:
[spoiler]
В комплект входят: втулка с осью под эксцентрик, шифтер, тросса, эксцентрик, упорный рычаг, натяжитель цепи, внешние направляющие кабеля.[/spoiler]
Предлагаю вашему вниманию пару статей-обзоров счастливых обладателей сего чуда:
Статья 1: "Обзор Rohloff Speedhub 500/14 by Drozdoff"
[spoiler]Предисловие:
Работая над материалом мной двигал живой интерес возникший в процессе сборки велосипеда с применением Speedhub. Добавлю, что не являюсь распространителем этого продукта. Поэтому написанное можно воспринимать как поиск истины или в качестве независимой оценки.
Ибо сам по ходу ознакомления и работы был заинтересован и стал искать мотивы для приобретения и использования Rohloff Speedhub 500/14 в противовес внешним переключателям.
Вопросы и сомнения:
Надо признать, до близкого знакомства со Speedhub 500/14, преобладали только вопросы и сомнения:
О предмете:
Как альтернатива привычным внешним преключениям передач на велосипеде, сама по себе Speedhub 500/14 представлялась с трудом. Приятный внешний вид, загадочных пара кило и полное отсутствие живого источника информации вносили некую интригу в привычное понимание вещей.
После живых проб продукта можно сказать - альтернатива весьма удачная! Инструкции, форумы, распечатки - это первая информация при формировании мнения о предмете.
Затем изучение технической части материала - здесь у Rohloff все на высоте. Оценивайте!
Втулка представляет собой 14ти скоростную коробку предач с тросовым управлением. Имеет значительный вес 1700-1825г. в вариациях, без вспомогательного оборудования.
Все технические данные в подробностях находятся на http://www.rohloff.de
Поэтому не буду копировать техническую информацию, за ней лучше обратиться к источнику.
При установке показались не совсем удобными два троса выходящие из ручки переключения передач. И ещё о самой ручке, она не совсем привычный в нашем понимании gripshift. Ручка не имеет индексного механизма в отсоединенном состоянии вращается свободно.
Тест драйв:
Необычно, не похоже ни на одну другую втулку. Езда на Speedhub осязаема. Она чувствуется руками, ногами, ушами. На каждой из своих 14-ти скоростей втулка звучит по-своему, это придает ей определенный шик, индивидуальность. Это ни с чем не перепутать, и уже только по звуку можно узнать присутствие на байке компонента от Rohloff. Хотя не всем по вкусу музыкальные втулки.
Касательно привыкания к ручке переключения, проблем не вызывает. Немного неудобно, что при переключении с края на край приходится совершать поворот ручки более чем на 180 градусов, а рабочее поле вращения ручки где-то 270 град. Сделать такое без перехвата не представляется возможным на намотав руку на руль :. Благо такой маневр совершается при езде не часто!
Переключение:
Каждый из нас способен воспринимать прочтенную информацию с долей фантазии и домысла, дополняя неизвестное предположением. В данном случае это касается переключения под нагрузкой.
Не знаю с чего все началось, возможно, кто-то выдал желаемое за действительное.
В инструкции к Speedhub есть следующее пояснение: "Сhanging gear with the Rohloff SPEEDHUB 500/14 with pressure on the pedals is not necessary when being used appropriately. However due to the robust construction of the Rohloff SPEEDHUB 500/14 changing gear under pressure is possible and is not harmful to the hub. It is however possible that when changing gears under high pressure the hub could accidentally fall into a neutral gear, this is due to the coupling elements not seating correctly into the next elements, and therefore, rebounding back. If this occurs the rider could lose balance and crash. Changing gears under high pressure is at the riders own risk."
Из чего следует, что переключение под нагрузкой возможно, но не желательно. Производитель гарантирует, что из-за крепкой конструкции втулка позволяет производить переключения под нагрузкой и они не разрушительны для втулки. Но при этом могут возникнуть проблемы с переходом с одной скорости на другую, недостаточное зацепление, отскок.
А если точнее, то и разница между переключением без нагрузки, (когда вращение педалей остановлено) под небольшой нагрузкой и под значительной - очень существенная. И ощутить её инструкции и отзывы вам не помогут.
При переключении без нагрузок все идеально, а при нагрузке ожидаемый вами результат и ощущения могут сильно разочаровать - у втулки возникает "задумчивость", процесс переключения затягивается, теряет свою четкость и комфорт. Надо отметить(по моим личным ощущениям), что переключения под нагрузкой у Speedhub идут даже тяжелее, чем в группах XT, XTR, Sram 9, X.O, но опять же, все зависит от того куда переключаем, на пониженную или повышенную. И при условии, что наш Sram или Shimano не загрязнены. В условиях загрязнения у Rohloff будет намного больше шансов на четкое переключение.
Будет правильнее останавливать педалирование при переключении, тогда это процесс очень быстрый и удобный.
Размышления на тему:
Теперь уже можно сказать, что для езды требующей быстрой и точной работы с преключением - как в техничных и сложных XC на пересеченке, теоретически - это лучшее решение. Speedhub обеспечивает переключение на нужную скорость быстрее и точнее, что является порой решающим фактором при преодолении коротких, крутых подьемов.
Тут-то и возникает самый интересный вопрос, почему при всех плюсах с переключением втулку не используют профессиональные XC команды? Дороговизна? Вряд-ли, другие компоненты гоночных байков тоже недешевы. Специфика маркетинга Rohloff? Может быть, фирма производитель не стремится или не может спонсировать профессиональную команду, что также сомнительно (sponsoring).
Какие-либо технические нюансы, о которых мы с вами ещё не знаем? Но скорее самая вероятная причина - это вес, как ни крути лишний килограмм таки выходит, в сравнении с обычными системами высших групп. И это пожалуй самый веский аргумент против использования в гонках. Для гонщика лишний килограмм - это убийственно много!
И тут же находим слабое, но опровержение вышесказнному.
Цепь же от Rohloff напротив, давно и прочно заняла лидирующие позиции среди применяемых профи компонентов. Именно благодаря её высокому качеству.
Загвоздка ещё и в том, что почти полное отсутствие Speedhub в профессиональных гонках, многими расценивается как непригодность данной детали к таковым. Самое удачное применение втулки в гонках - так называемые дисциплины challenge, гонки на выносливость.
И все же стоит заглянуть на http://www.mtbr.com в раздел отзывов.
Что мы видим:
Очень удобно на пересеченке и в городском режиме езды - "быстрый старт-стоп". Например: когда подъезжаешь к перекрестку на тяжелой предаче, во время паузы включаешь нужную легкую и быстро стартуешь. В обычных системах переключений, для обеспечения такой приемистости требуется выходить на нужную для старта передачу уже при торможении, что требует серъезных навыков. А порой и не всегда возможно, особенно при экстренном торможении. Тут Speedhub 500/14 вне конкуренции.
Не сильно мешает и ощущается смещение веса в сторону задней оси. Но для дисциплин с прыжками и элементами трюков, это заметный минус.
Так же у любой штуки есть свои недостатки:
Достоинства:
Итак, главным камнем преткновения остается стоимость. Исходя из которой широкого-массового распространения этой втулки пока не предвидется. Несмотря на её растущую популярность, увеличение продаж и распространение в мире, она попрежнему остается деталью скорее уникальной, чем повседневной.
Кому из нас адресован продукт Rohloff Speedhub:
Экономия как таковая, которая выразится в процессе эксплуатации, здесь в принципе малопривлекательна. Человек желающий сэкономить не станет тратить на втулку сумму за которую можно приобрести 2-3 вполне приличных велосипеда. Если я смогу позволить себе купить Rohloff, то меня будут мало волновать стоимость запасных цепей и звезд, масла и другой недешевой мелочевки. Тем, для кого главное экономия, Speedhub не подойдет. Сэкономить можно на более доступных и вполне качественных компонентах.
А обладатели Speedhub - это ценители велосипеда, люди весьма требовательные к тем параметрам, что обеспечиваются таким производителем как Rohloff.
Качество + надежность + ресурс + комфорт + экономия
Причем экономия здесь будет именно на последнем месте, только как дополнение к остальным преимуществам.
Для длительных поездок и комфортной езды, легкого фрирайда - продукт идеальный. Минимум регулировок и нечастое обслуживание!
Вряд-ли можно порекомендовать Speedhub для экстримальной езды, прыжков или специфических дисциплин. Хотя категорически отвергать тоже нельзя, тут все будет зависеть от потребности, возможностей и предпочтений.
Отзывы редких обладателей Rohloff SPEEDHUB 500/14 так-же не будут лишними, присылайте или добавляйте в форум.
[/spoiler]
Статья 2: "Планетарная втулка Rohloff" (автор Василий Иванов)
[spoiler]Опубликовано: 8 августа 2005 года
Дополнено: 7 ноября 2005 года (ver. 6.0)
Исправлено: 18 октября 2007 года (ver. 6.8)
Втулка SPEEDHUB 500/14
About
Нисколько не умаляя достоинств этой замечательной втулки хотелось бы привести реальные впечатления от её использования, а также кое-какие технические данные. Дело в том, что в сети, по крайней мере в русскоязычной, мне не довелось встретить ни одного материала соответствующего реальному положению вещей. Причём есть ощущение, что это делается не специально, а в силу банальной лени авторов и продавцов. Ведь стоимость втулки весьма высока, и при такой цене она никогда не станет массовой в этой стране, и, следовательно, применять обычные рекламные трюки для продвижения такой продукции было бы по крайней мере не уместно.
Втулка в работе
Втулка Rohloff производит очень хорошее впечатление, когда начинаешь её использовать. Поначалу приходится привыкать к переключателю Gripshift (если несколько лет отъездил на RapidFire), но это оказывается не столь трудно, как может показаться изначально. К тому же переключатель всего один! В силу его единственности повышается удобство управления --- переключатель и задний тормоз справа, а левая рука управляет основным (передним) тормозом, и никакие рычажки её не отвлекают. У меня переключатель настроен достаточно туго, так что любое случайное переключение исключено; при этом не в ущерб удобству --- во время езды рука достаточно легко справляется с переключением, т.к. дополнительно нагрузка идёт от плеча, к тому же всегда езжу в перчатках.
Переключение плавное, к этому тоже надо привыкнуть. Переключать можно с любой передачи на любую. Далее небольшое но. В проспектах написано, что можно переключать под нагрузкой, стоя на месте, и при езде назад. Насчёт езды назад не знаю, да и проверять лень, может переключение работает. На месте --- без проблем. Действительно, можно включить любую передачу на месте. Дальше интереснее. Если нагрузка не очень большая, то можно не прекращая педалирования осуществить переключение, но вот если нагрузка возросла (причём совсем немного), то вам не удастся переключиться без остановки педалирования. На самом деле переключение осуществляется так. Нужно на мгновение остановить педалирование, затем ручкой Gripshift выставить нужную передачу (любую, тут никаких ограничений) и снова жать на педали. Передача втыкается мгновенно без каких бы то ни было переходных процессов. Приобретя сноровку, вы будете тратить на это доли секунды. Ощущение и удобство такого переключения и есть одна из главных фишек при использовании втулки Rohloff. Это кардинально отличается от свойств привычных внешних переключателей, которым требуется некоторое время релаксации, чтоб переставить цепь на выбранную звезду. Более того, здесь в принципе не возникают проблем с перекосом цепи или загрязнением переключателя. Втулка SPEEDHUB 500/14
Стоит также отметить, что иногда в районе центральных передач (примерно 7 и 8) можно неожиданно попасть на 14-ю (здесь 14-я самая скоростная, а 1-я наоборот самая медленная). Это конструктивные особенности втулки. К тому же проявляется в основном при начале эксплуатации. Похоже, что основная причина (описана в предыдущем абзаце) --- переключение при педалировании. А вторая причина --- упомянутая плавность переключения, точнее непривычка к такой плавности. Просто нужно приучить себя к тому, чтобы останавливать педалирование при переключении. Сейчас, по прошествии более чем полугода эксплуатации, мне крайне редко приходится встречаться с подобными проблемами. Из конструктивных особенностей можно отметить ещё устойчивое похрустывание на 6-й передаче, оно напоминает звук холостого хода цепи.
Данные по массе
Важность этой информации весьма спорна, и если бы речь шла о двух--трёх сотнях грамм, этого раздела просто бы не было. Мне всегда было смешно слышать об экономии 100, 40 или даже 15 грамм на байк, т. к. значения ниже 2% от общей массы велосипеда (это примерно 200--250 грамм) находятся ниже порога чувствительности 99.5% велосипедистов в 100% условий эксплуатации. Масса других факторов — покрытие дороги, сопротивление воздуха, налипающая грязь (300 грамм легко), потеря воды за покатушку (не говоря о тренировке), приобретение воды (дождь, например), давление в колёсах, состояние цепи и т. п. обладают несомненно большим влиянием на байкера, нежели пренебрежимо малый шум экономии грамм.
Но в случае со втулкой Rohloff речь идёт о многих сотнях грамм, можно даже сказать, о килограмме. Более того, именно по этому параметру имеется вопиющее несоответствие приводимых на сайтах данных (увеличение на 400--500 грамм) с реальностью. В частности, при оценке говорится, что снимем-то мы и втулку, и переключатели, и тросики, и звёзды, а поставим почему-то одну только втулку???
Будто бы и нет новых тросиков, переключателя и другой мелочёвки.
Давайте теперь рассмотрим поподробнее массы компонентов. Речь пойдёт о модели CC DB, которая используется с дисковым тормозом на обычном байке (т. е. не тандеме). Сама втулка имеет массу 1780 грамм и является безусловно самой тяжёлой деталью всего нового комплекта. Колесо было собрано на идентичном ободе (Mavic D721, был D521). Итак, смотрим как изменилось заднее колесо.
Было:
Осталось посмотреть остальную «мелочёвку». Как можно увидеть её тоже не мало.
Было:
Стало:
По собственным ощущениям скажу, что стало весьма заметно смещение центра масс назад и перепрыгивать небольшие препятствия с былой лёгкостью уже не получается, нужно привыкать снова.
Передняя звезда
Говорится о снятии двух звёзд из трёх. Но на самом деле это опять некоторая профанация, т.е. с логической точки зрения действительно остаётся одна звезда, но физически это означает, что нужно снять все три и поставить какую-то другую, которой у вас и не было. Сам производитель рекомендует (и правильно на мой взгляд) ставить звезду с 38--40 зубьями. У кого, спрашивается, есть такая звезда в системе (имеются ввиду наиболее распространённые трёхзвёздочные системы типа FSA, RaceFace, Shimano и пр.)? В однозвёздочных это, конечно, не проблема. Вот есть (у большинства) 22/32/44(46), и ни одна не подходит в принципе. 22 --- это паровоз толкать на прицепе, 32 --- тоже для перевозки брёвен скорее, 44 --- высшие передачи не раскрутишь (живыми коленями по крайне мере), а низких и нет --- по интересным местам не покатаешься. У меня это очень востребованные передачи. Участки по 3--10 км, где используется только диапазон 1.1--1.3 (обычная конфигурация 3х9, отсчёт от рамы) совсем не редкость.
Для себя выбрал шатуны пятилапки RaceFace FORGED (давно хотелось ISIS попробовать, да и шимановский хлам (LX, XT) достал --- две вторые звезды умерли) и звезду FSA DH на 38 зубьев. Т. к. цепь всегда будет только на одной звезде, то она [звезда] должна быть максимально износостойка и прочна, а микрограммы меня не волнуют. А здесь --- отличная фрезерованная жёсткая толстая звезда, в руках приятно держать. К тому же дополнительная страховка при врубании звездой в бревно, если «недоперепрыгнул».
При всём при этом не следует забывать о соблюдении линии цепи (chain line). Смысл в том, чтобы звезда на системе и звезда на втулке лежали в одной плоскости. Т.е. нужно аккуратно подбирать каретку, шатуны, шайбы.
Стоит добавить, что для втулок SPEEDHUB доступны звёзды с разным количеством зубов (15,16,17), в комплекте --- 16. Это тоже можно учитывать при продумывании состояния системы.
Изображения
Диск Hope/Magura 160 мм Ручка Gripshift Всякая мелочёвка. Крепежи Переходник трос--втулка Переходник трос--втулка Натяжитель цепи Устройство тросика Тросы
На что ещё обратить внимание
Есть ещё немало мелких деталей, не обратив внимание на которые, вы можете столкнуться с неожиданными проблемами, не все из которых могут быть решены быстро.
Ролики натяжителя
Замечу, что они оказались барахлом. Это стандартные ролики Tacx входящие в комплект поставки. Один из них умер за несколько поездок (трёхдневный майский поход и один-два выезда на день) по бездорожью. Его заклинило так, что невозможно было провернуть цепь. Никакие чистки и смазки не помогали --- деформировались шайбы и металлические части подшипника ролика, внутрь подшипника качения (закрытого) попала невымываемая грязь. Заменил его металлическим роликом Acor с закрытым подшипником качения. Больше вроде таких проблем не возникало.
Не каждая рама подойдёт
Внимательно смотрите, чтобы была возможность осуществить подводку тросов ко втулке. Из всего многоообразия возможостей к моей раме подошёл единственный вариант (не тот который хотелось изначально) установки. И всё равно стопор пришло крепить на одном винте вместо двух, что конечно же нездорово. Фото скоро выложу (как только сканер налажу). Особенно эти проблемы вылезают при использовании дискового тормоза, а также, вероятно, при креплении багажника. Но с багажником я не экспериментировал, т.к. к сожалению, на моей раме нет крепления под него.
Специфический инструмент
Нужно иметь ввиду, что для монтажа втулки вам потребуется звездообразная отвёртка M20 (хорошо хоть, что просто звёздочка, а не звёздочка с пупырышком посередине). У кого как с наличием, а мне пришлось идти на рынок и покупать отдельно отвёртку, в комплект она не входит.
[/spoiler]
Ну и наконец - Статья 3: "Технико-экономическое обоснование использования компонентов "Рохлофф" в сельском хозяйстве."
[spoiler]Предупреждение: всё нижесказанное является исключительно субъективным мнением.
Задумался я как-то о втулках Рохлофф. Заманчиво вроде бы получить закрытый от грязи, соли и ударов переключатель, не требующий настройки и с очень большим ресурсом... Для начала надо разобраться с финансами. Сначала считаем стоимость и вес того что мы выкидываем при установке втулки Speedhub 500/14, а потом считаем то что ставится взамен. При установке втулки Rohloff с системы снимается две звезды из трёх, это тоже надо учесть.
Обычная трансмиссия наименование/вес/цена
1. Передний переключатель SRAM 7.0 /131/14$
2. Задний переключатель SRAM X.7/268/45$
3. SRAM X.7 длинные ручки/260/43$
4. Кассета SRAM X.7/307/35$
5. Система Deore 44-32-22/690/47$
6. Втулка Kore Hoochie/400/60$
ИТОГО: 2056г./244$
Rohloff наименование/вес/цена
1. Втулка 500/14 DB, натяжитель, манетка, адаптер. /1985-2300г. в зависимости от комплектации./1071$
2. Система Deore, одна звезда/530/47$
ИТОГО: 2515-2830г./1143$
Итак, если сравнивать вес и стоимость компонентов то Rohloff проигрывает 459-774г. и 874$. Немало.
Теперь надо разобраться с эксплуатационными расходами. Если втулка "Рохлофф" прослужит (допустим) 4 года (40тыс. км.), то в обычной навеске за это время придётся заменить манетки, задний переключатель, заднюю втулку и штук 7 кассет. Это 393$. Таким образом ценовая вилка уменьшается до 481$. Считаем дальше. Можно принять что на Rohloff расход цепей будет вдвое меньше, так как нет перекоса цепи. Это ещё примерно 150-200$ экономии. Остался хвост примерно в 280$. НО. Это если покупать запчасти по розничным ценам веломира. У меня в среднем расходы на 20-30% меньше. В этом случае Rohloff обойдётся дороже на те же 400$, то есть 100$ в год.
Кое что не учли, однако. Тормозные диски для втулок Rohloff нужны свои собственные, четырёхдырочные. Стоят 48$ против 25$ за магуровские. на 4 года уж пара дисков-то уйдёт точно, ещё 50$ в минус. Как ни крути, один раз наверное придётся поменять звезду на втулке, это ещё 28$. Если вдруг захочется съёмник к ней - это ещё 29$.
Теперь касаемо качества переключения и ходовых качеств собственно втулки - судя по отзывам на MTBR есть некие особенности: Во первых, при переключени с 7-й передачи на 8-ю на некоторе время (весьма небольшое) включается 14-я, вроде бы это особо не мешает. Во-вторых, у втулки Rohloff несколько больше внутренние потери, разница примерно 2% по сравнению с традиционной трансмиссией.
В принципе, трансмиссия со втулкой Rohloff настоятельно просит специально сделанной рамы (в случае установки на хардтейл). В этом случае выкидывается натяжитель, и уменьшается вес дополнительных деталей. Но всё равно те самые 459г. никуда не денутся. Более того - весь дополнительный вес оказывается на заднем колесе, что меняет развесовку байка и в случае двухподвеса сильно увеличивает неподрессоренную массу. Кстати, в случае специально рассчитанного под использование трансмиссии Rohloff двухподвеса появляется интересная возможность - радикально уменьшить раскачку на любой передаче без использования дорогих амортизаторов с SPV или ProPedal. Звезда-то спереди только одна. Но это уже тема для совсем другой статьи...
Что в итоге?Судя по всему для КК-гонщиков эта штука непригодна. По крайней мере для тех, кто нацелен на победу, а не просто на "доехать до финиша". А вот тем кто ездит на байке помногу и круглый год можно ещё и подумать. Если конечно есть в кармане тысчонка баксов на подобную модернизацию. И желание заказать специально разработанную раму под это дело.
А мне остаётся тихо ждать удешевления и похудения замечательной, в общем-то, втулки Rohloff Speedhub 500/14. Замечательной, но неподходящей для кросс-кантрийного использования. увы.
[/spoiler]
Итак, друзья мои, каково ваше мнение о втулке Rohloff? Неужели сей продукт останется нишевым и слабо востребованным?
В двух словах расскажу о планетарных втулках. Планетарная втулка - это механизм, сочетающий в себе сложную систему шестерёнок , позволяющие иметь 14 скоростей в одном стакане. Благодаря закрытой системе мы имеем пыле-грязе-влагозащещённый корпус, которому всепогодные условия "по колено" - нечему засориться и заклинить/оторваться (как некоторые помнят, по моему переклюку...), 1 переднюю звезду, всего один переключатель и практически "вечный двигатель" (есть перцы, что накатали на Rohloff'e более 100 мегаметров по десятку стран без единого ремонта). Но есть другая сторона и ребро медали - вес, и не малый (всех компонентов более 2,5кг), да цена более 1000 йэвров за версию с дисковым тормозом!
Под катом список того что предлогает нам производитель:
[spoiler]
- 1. 14-ступенчатая втулочная коробка передач для высоких нагрузок. (Современный мощный велосипедный привод, производство Кассель, Германия).
2. Оптимальна для профессионального спорта. (МТБ, ДХ, ФР, дуал, марафон...)
3. Комфорт на каждый день. (Сити-, трекинг, фитнесс-, фенбайкс, ручные, комфорт и складывающиеся велосипеды)
4. Испытано в тандеме. (Для путешествий, бездорожья и высокоскоростного тандема)
5. Заднее колесо вращается так же легко, как и при цепном переключении передач. (КПД 95-99%)
6. С эффективным количеством передач, как и при цепном переключении. (14 эффективных передач, двойные передачи отсутствуют)
7. Переключает быстрее и надежнее, чем любая другая система. (Передача за передачей или сразу несколько передач одним движением)
8. Одинаковое передаточное число между всеми передачами с высоким общим передаточным числом. (Передаточное число между всеми скоростями 13.6%. Общее передаточное число 526%)
9. Легко переключаемый переключатель передач. (Переключение стоя на месте и в любых других ситуациях)
10. Не требуется настройка и проверка на многие тысячи километров. (Благодаря современной конструкции и смазке жидким маслом)
11. Работает надежно и долговечно, как швейцарские часы. (Успешно применяется в тяжелейших соревнованиях и в отдаленных участках земли)
12. Дешевый привод для активных велосипедистов. (Затраты на 10 000 км. SPEEDHUB 500/14 около 0,63 цент/км. Цепное переключение около 2,7 цент/км)
13. С оптимальным отношением вес к количеству передач, около 120 гр. к передаче. (Цепное переключение с 27 передачами около 100 гр. к передаче, втулка 7 передач около 250 гр. к передаче)
14. Высокостабильное колесо с 32 спицами, посадочный размер оси втулки 135 мм. (Симметричное строение с высоким фланцем для спиц, подходит почти ко всем велосипедам)
В комплект входят: втулка с осью под эксцентрик, шифтер, тросса, эксцентрик, упорный рычаг, натяжитель цепи, внешние направляющие кабеля.[/spoiler]
Предлагаю вашему вниманию пару статей-обзоров счастливых обладателей сего чуда:
Статья 1: "Обзор Rohloff Speedhub 500/14 by Drozdoff"
[spoiler]Предисловие:
Работая над материалом мной двигал живой интерес возникший в процессе сборки велосипеда с применением Speedhub. Добавлю, что не являюсь распространителем этого продукта. Поэтому написанное можно воспринимать как поиск истины или в качестве независимой оценки.
Ибо сам по ходу ознакомления и работы был заинтересован и стал искать мотивы для приобретения и использования Rohloff Speedhub 500/14 в противовес внешним переключателям.
Вопросы и сомнения:
Надо признать, до близкого знакомства со Speedhub 500/14, преобладали только вопросы и сомнения:
- • Будет ли эта штука такой же удобной, как и привычные внешние переключалки?
• Какие ощущения возникают при езде с использованием таких компонентов?
• Каковы нюансы в экслуатации и обслуживании втулки Rohloff?
• Почему она является редкостью на велосипедах?
• Так ли она хороша, как о ней пишут?
• Так ли она надежна, как её преподносят?
• Насколько удобна и эффективна эта деталь на велосипеде?
• Только ли высокая стоимость втулки является истинной причиной её узкого распростанения?
• Ради чего менять привычные звезды на Speedhub?
• Подходит-ли Speedhub для моего типа езды?
• В каких видах езды будет её наиболее эффективное применение?
• Да и стоит ли она того?
О предмете:
Как альтернатива привычным внешним преключениям передач на велосипеде, сама по себе Speedhub 500/14 представлялась с трудом. Приятный внешний вид, загадочных пара кило и полное отсутствие живого источника информации вносили некую интригу в привычное понимание вещей.
После живых проб продукта можно сказать - альтернатива весьма удачная! Инструкции, форумы, распечатки - это первая информация при формировании мнения о предмете.
Затем изучение технической части материала - здесь у Rohloff все на высоте. Оценивайте!
Втулка представляет собой 14ти скоростную коробку предач с тросовым управлением. Имеет значительный вес 1700-1825г. в вариациях, без вспомогательного оборудования.
Все технические данные в подробностях находятся на http://www.rohloff.de
Поэтому не буду копировать техническую информацию, за ней лучше обратиться к источнику.
При установке показались не совсем удобными два троса выходящие из ручки переключения передач. И ещё о самой ручке, она не совсем привычный в нашем понимании gripshift. Ручка не имеет индексного механизма в отсоединенном состоянии вращается свободно.
Тест драйв:
Необычно, не похоже ни на одну другую втулку. Езда на Speedhub осязаема. Она чувствуется руками, ногами, ушами. На каждой из своих 14-ти скоростей втулка звучит по-своему, это придает ей определенный шик, индивидуальность. Это ни с чем не перепутать, и уже только по звуку можно узнать присутствие на байке компонента от Rohloff. Хотя не всем по вкусу музыкальные втулки.
Касательно привыкания к ручке переключения, проблем не вызывает. Немного неудобно, что при переключении с края на край приходится совершать поворот ручки более чем на 180 градусов, а рабочее поле вращения ручки где-то 270 град. Сделать такое без перехвата не представляется возможным на намотав руку на руль :. Благо такой маневр совершается при езде не часто!
Переключение:
Каждый из нас способен воспринимать прочтенную информацию с долей фантазии и домысла, дополняя неизвестное предположением. В данном случае это касается переключения под нагрузкой.
Не знаю с чего все началось, возможно, кто-то выдал желаемое за действительное.
В инструкции к Speedhub есть следующее пояснение: "Сhanging gear with the Rohloff SPEEDHUB 500/14 with pressure on the pedals is not necessary when being used appropriately. However due to the robust construction of the Rohloff SPEEDHUB 500/14 changing gear under pressure is possible and is not harmful to the hub. It is however possible that when changing gears under high pressure the hub could accidentally fall into a neutral gear, this is due to the coupling elements not seating correctly into the next elements, and therefore, rebounding back. If this occurs the rider could lose balance and crash. Changing gears under high pressure is at the riders own risk."
Из чего следует, что переключение под нагрузкой возможно, но не желательно. Производитель гарантирует, что из-за крепкой конструкции втулка позволяет производить переключения под нагрузкой и они не разрушительны для втулки. Но при этом могут возникнуть проблемы с переходом с одной скорости на другую, недостаточное зацепление, отскок.
А если точнее, то и разница между переключением без нагрузки, (когда вращение педалей остановлено) под небольшой нагрузкой и под значительной - очень существенная. И ощутить её инструкции и отзывы вам не помогут.
При переключении без нагрузок все идеально, а при нагрузке ожидаемый вами результат и ощущения могут сильно разочаровать - у втулки возникает "задумчивость", процесс переключения затягивается, теряет свою четкость и комфорт. Надо отметить(по моим личным ощущениям), что переключения под нагрузкой у Speedhub идут даже тяжелее, чем в группах XT, XTR, Sram 9, X.O, но опять же, все зависит от того куда переключаем, на пониженную или повышенную. И при условии, что наш Sram или Shimano не загрязнены. В условиях загрязнения у Rohloff будет намного больше шансов на четкое переключение.
Будет правильнее останавливать педалирование при переключении, тогда это процесс очень быстрый и удобный.
Размышления на тему:
Теперь уже можно сказать, что для езды требующей быстрой и точной работы с преключением - как в техничных и сложных XC на пересеченке, теоретически - это лучшее решение. Speedhub обеспечивает переключение на нужную скорость быстрее и точнее, что является порой решающим фактором при преодолении коротких, крутых подьемов.
Тут-то и возникает самый интересный вопрос, почему при всех плюсах с переключением втулку не используют профессиональные XC команды? Дороговизна? Вряд-ли, другие компоненты гоночных байков тоже недешевы. Специфика маркетинга Rohloff? Может быть, фирма производитель не стремится или не может спонсировать профессиональную команду, что также сомнительно (sponsoring).
Какие-либо технические нюансы, о которых мы с вами ещё не знаем? Но скорее самая вероятная причина - это вес, как ни крути лишний килограмм таки выходит, в сравнении с обычными системами высших групп. И это пожалуй самый веский аргумент против использования в гонках. Для гонщика лишний килограмм - это убийственно много!
И тут же находим слабое, но опровержение вышесказнному.
Цепь же от Rohloff напротив, давно и прочно заняла лидирующие позиции среди применяемых профи компонентов. Именно благодаря её высокому качеству.
Загвоздка ещё и в том, что почти полное отсутствие Speedhub в профессиональных гонках, многими расценивается как непригодность данной детали к таковым. Самое удачное применение втулки в гонках - так называемые дисциплины challenge, гонки на выносливость.
И все же стоит заглянуть на http://www.mtbr.com в раздел отзывов.
Что мы видим:
- 1. Практически все отзывы положительные.
2. Отдельные райдеры используют втулку вот так "has been used for urban, downhill, dirt jumping, and a little dual slalom."
3. Все опробовавшие показали, что намерены и в дальнейшем использовать Speedhub преимущественно, и не собираются возвращаться к привычным внешним переключателям.
4. Отмеченные проблемы возникшие со втулкой - внешние механические повреждения. Это значит - по вине райдера.
5. Из отмеченных недостатков все дружно указывают высокую стоимость детали.
Очень удобно на пересеченке и в городском режиме езды - "быстрый старт-стоп". Например: когда подъезжаешь к перекрестку на тяжелой предаче, во время паузы включаешь нужную легкую и быстро стартуешь. В обычных системах переключений, для обеспечения такой приемистости требуется выходить на нужную для старта передачу уже при торможении, что требует серъезных навыков. А порой и не всегда возможно, особенно при экстренном торможении. Тут Speedhub 500/14 вне конкуренции.
Не сильно мешает и ощущается смещение веса в сторону задней оси. Но для дисциплин с прыжками и элементами трюков, это заметный минус.
Так же у любой штуки есть свои недостатки:
- 1. Дороговизна
2. Вес
3. Сгусток тросов и крепежей в задней левой части велосипеда в варианте CC DB
4. Менее удобные демонтаж-монтаж заднего колеса в случае прокола. Хотя проблем не вызывает.
5. Не ремонтируема в домашних и походных условиях
Достоинства:
- 1. Надежность и большой ресурс
2. Качество переключения
3. Нет необходимости в частом обслуживании и настройке
4. Больший комфорт, что очень существенно при ежедневном использовании
5. Косвенно - существенно меньший износ цепи и звезд
Итак, главным камнем преткновения остается стоимость. Исходя из которой широкого-массового распространения этой втулки пока не предвидется. Несмотря на её растущую популярность, увеличение продаж и распространение в мире, она попрежнему остается деталью скорее уникальной, чем повседневной.
Кому из нас адресован продукт Rohloff Speedhub:
Экономия как таковая, которая выразится в процессе эксплуатации, здесь в принципе малопривлекательна. Человек желающий сэкономить не станет тратить на втулку сумму за которую можно приобрести 2-3 вполне приличных велосипеда. Если я смогу позволить себе купить Rohloff, то меня будут мало волновать стоимость запасных цепей и звезд, масла и другой недешевой мелочевки. Тем, для кого главное экономия, Speedhub не подойдет. Сэкономить можно на более доступных и вполне качественных компонентах.
А обладатели Speedhub - это ценители велосипеда, люди весьма требовательные к тем параметрам, что обеспечиваются таким производителем как Rohloff.
Качество + надежность + ресурс + комфорт + экономия
Причем экономия здесь будет именно на последнем месте, только как дополнение к остальным преимуществам.
Для длительных поездок и комфортной езды, легкого фрирайда - продукт идеальный. Минимум регулировок и нечастое обслуживание!
Вряд-ли можно порекомендовать Speedhub для экстримальной езды, прыжков или специфических дисциплин. Хотя категорически отвергать тоже нельзя, тут все будет зависеть от потребности, возможностей и предпочтений.
Отзывы редких обладателей Rohloff SPEEDHUB 500/14 так-же не будут лишними, присылайте или добавляйте в форум.
[/spoiler]
Статья 2: "Планетарная втулка Rohloff" (автор Василий Иванов)
[spoiler]Опубликовано: 8 августа 2005 года
Дополнено: 7 ноября 2005 года (ver. 6.0)
Исправлено: 18 октября 2007 года (ver. 6.8)
Втулка SPEEDHUB 500/14
About
Нисколько не умаляя достоинств этой замечательной втулки хотелось бы привести реальные впечатления от её использования, а также кое-какие технические данные. Дело в том, что в сети, по крайней мере в русскоязычной, мне не довелось встретить ни одного материала соответствующего реальному положению вещей. Причём есть ощущение, что это делается не специально, а в силу банальной лени авторов и продавцов. Ведь стоимость втулки весьма высока, и при такой цене она никогда не станет массовой в этой стране, и, следовательно, применять обычные рекламные трюки для продвижения такой продукции было бы по крайней мере не уместно.
Втулка в работе
Втулка Rohloff производит очень хорошее впечатление, когда начинаешь её использовать. Поначалу приходится привыкать к переключателю Gripshift (если несколько лет отъездил на RapidFire), но это оказывается не столь трудно, как может показаться изначально. К тому же переключатель всего один! В силу его единственности повышается удобство управления --- переключатель и задний тормоз справа, а левая рука управляет основным (передним) тормозом, и никакие рычажки её не отвлекают. У меня переключатель настроен достаточно туго, так что любое случайное переключение исключено; при этом не в ущерб удобству --- во время езды рука достаточно легко справляется с переключением, т.к. дополнительно нагрузка идёт от плеча, к тому же всегда езжу в перчатках.
Переключение плавное, к этому тоже надо привыкнуть. Переключать можно с любой передачи на любую. Далее небольшое но. В проспектах написано, что можно переключать под нагрузкой, стоя на месте, и при езде назад. Насчёт езды назад не знаю, да и проверять лень, может переключение работает. На месте --- без проблем. Действительно, можно включить любую передачу на месте. Дальше интереснее. Если нагрузка не очень большая, то можно не прекращая педалирования осуществить переключение, но вот если нагрузка возросла (причём совсем немного), то вам не удастся переключиться без остановки педалирования. На самом деле переключение осуществляется так. Нужно на мгновение остановить педалирование, затем ручкой Gripshift выставить нужную передачу (любую, тут никаких ограничений) и снова жать на педали. Передача втыкается мгновенно без каких бы то ни было переходных процессов. Приобретя сноровку, вы будете тратить на это доли секунды. Ощущение и удобство такого переключения и есть одна из главных фишек при использовании втулки Rohloff. Это кардинально отличается от свойств привычных внешних переключателей, которым требуется некоторое время релаксации, чтоб переставить цепь на выбранную звезду. Более того, здесь в принципе не возникают проблем с перекосом цепи или загрязнением переключателя. Втулка SPEEDHUB 500/14
Стоит также отметить, что иногда в районе центральных передач (примерно 7 и 8) можно неожиданно попасть на 14-ю (здесь 14-я самая скоростная, а 1-я наоборот самая медленная). Это конструктивные особенности втулки. К тому же проявляется в основном при начале эксплуатации. Похоже, что основная причина (описана в предыдущем абзаце) --- переключение при педалировании. А вторая причина --- упомянутая плавность переключения, точнее непривычка к такой плавности. Просто нужно приучить себя к тому, чтобы останавливать педалирование при переключении. Сейчас, по прошествии более чем полугода эксплуатации, мне крайне редко приходится встречаться с подобными проблемами. Из конструктивных особенностей можно отметить ещё устойчивое похрустывание на 6-й передаче, оно напоминает звук холостого хода цепи.
Данные по массе
Важность этой информации весьма спорна, и если бы речь шла о двух--трёх сотнях грамм, этого раздела просто бы не было. Мне всегда было смешно слышать об экономии 100, 40 или даже 15 грамм на байк, т. к. значения ниже 2% от общей массы велосипеда (это примерно 200--250 грамм) находятся ниже порога чувствительности 99.5% велосипедистов в 100% условий эксплуатации. Масса других факторов — покрытие дороги, сопротивление воздуха, налипающая грязь (300 грамм легко), потеря воды за покатушку (не говоря о тренировке), приобретение воды (дождь, например), давление в колёсах, состояние цепи и т. п. обладают несомненно большим влиянием на байкера, нежели пренебрежимо малый шум экономии грамм.
Но в случае со втулкой Rohloff речь идёт о многих сотнях грамм, можно даже сказать, о килограмме. Более того, именно по этому параметру имеется вопиющее несоответствие приводимых на сайтах данных (увеличение на 400--500 грамм) с реальностью. В частности, при оценке говорится, что снимем-то мы и втулку, и переключатели, и тросики, и звёзды, а поставим почему-то одну только втулку???

Давайте теперь рассмотрим поподробнее массы компонентов. Речь пойдёт о модели CC DB, которая используется с дисковым тормозом на обычном байке (т. е. не тандеме). Сама втулка имеет массу 1780 грамм и является безусловно самой тяжёлой деталью всего нового комплекта. Колесо было собрано на идентичном ободе (Mavic D721, был D521). Итак, смотрим как изменилось заднее колесо.
Было:
- Обод Mavic D521
Втулка DT H\"ugi 240 Disk
32 спицы DT Champion ~252 мм
Кассета S.R.A.M. 7.0
Итого: 1480г.
- Обод Mavic D721
Втулка Rohloff DB
32 спицы DT Champion 236 мм
Итого: 2600г.
Осталось посмотреть остальную «мелочёвку». Как можно увидеть её тоже не мало.
Было:
- Передний пер. LX, П. манетка LX, тросик, рубашка 284
Диск Hope Mono Mini 160 мм 100
Задний пер. XTR, З. манетка LX, тросик, рубашка 412
Две звезды с системы (1-я и 3-я) 74
Шесть звеньев цепи (или 8) ~0
Итого: 870г.
Стало:
- Два троса (длина 197 см, внутренняя оболочка 181 см, внешняя 179 см) 246
Диск Rohloff Hope/Magura 160мм 158
Переключатель GripShift, внутренний диаметр 22.5 мм 118
Натяжитель с крепежом 110
Переходник тросы--втулка 64
Мелочёвка (Винты, шайбы, крепежи) 85
Стопор 45
Итого: 826г.
По собственным ощущениям скажу, что стало весьма заметно смещение центра масс назад и перепрыгивать небольшие препятствия с былой лёгкостью уже не получается, нужно привыкать снова.
Передняя звезда
Говорится о снятии двух звёзд из трёх. Но на самом деле это опять некоторая профанация, т.е. с логической точки зрения действительно остаётся одна звезда, но физически это означает, что нужно снять все три и поставить какую-то другую, которой у вас и не было. Сам производитель рекомендует (и правильно на мой взгляд) ставить звезду с 38--40 зубьями. У кого, спрашивается, есть такая звезда в системе (имеются ввиду наиболее распространённые трёхзвёздочные системы типа FSA, RaceFace, Shimano и пр.)? В однозвёздочных это, конечно, не проблема. Вот есть (у большинства) 22/32/44(46), и ни одна не подходит в принципе. 22 --- это паровоз толкать на прицепе, 32 --- тоже для перевозки брёвен скорее, 44 --- высшие передачи не раскрутишь (живыми коленями по крайне мере), а низких и нет --- по интересным местам не покатаешься. У меня это очень востребованные передачи. Участки по 3--10 км, где используется только диапазон 1.1--1.3 (обычная конфигурация 3х9, отсчёт от рамы) совсем не редкость.
Для себя выбрал шатуны пятилапки RaceFace FORGED (давно хотелось ISIS попробовать, да и шимановский хлам (LX, XT) достал --- две вторые звезды умерли) и звезду FSA DH на 38 зубьев. Т. к. цепь всегда будет только на одной звезде, то она [звезда] должна быть максимально износостойка и прочна, а микрограммы меня не волнуют. А здесь --- отличная фрезерованная жёсткая толстая звезда, в руках приятно держать. К тому же дополнительная страховка при врубании звездой в бревно, если «недоперепрыгнул».
При всём при этом не следует забывать о соблюдении линии цепи (chain line). Смысл в том, чтобы звезда на системе и звезда на втулке лежали в одной плоскости. Т.е. нужно аккуратно подбирать каретку, шатуны, шайбы.
Стоит добавить, что для втулок SPEEDHUB доступны звёзды с разным количеством зубов (15,16,17), в комплекте --- 16. Это тоже можно учитывать при продумывании состояния системы.
Изображения
Диск Hope/Magura 160 мм Ручка Gripshift Всякая мелочёвка. Крепежи Переходник трос--втулка Переходник трос--втулка Натяжитель цепи Устройство тросика Тросы
На что ещё обратить внимание
Есть ещё немало мелких деталей, не обратив внимание на которые, вы можете столкнуться с неожиданными проблемами, не все из которых могут быть решены быстро.
Ролики натяжителя
Замечу, что они оказались барахлом. Это стандартные ролики Tacx входящие в комплект поставки. Один из них умер за несколько поездок (трёхдневный майский поход и один-два выезда на день) по бездорожью. Его заклинило так, что невозможно было провернуть цепь. Никакие чистки и смазки не помогали --- деформировались шайбы и металлические части подшипника ролика, внутрь подшипника качения (закрытого) попала невымываемая грязь. Заменил его металлическим роликом Acor с закрытым подшипником качения. Больше вроде таких проблем не возникало.
Не каждая рама подойдёт
Внимательно смотрите, чтобы была возможность осуществить подводку тросов ко втулке. Из всего многоообразия возможостей к моей раме подошёл единственный вариант (не тот который хотелось изначально) установки. И всё равно стопор пришло крепить на одном винте вместо двух, что конечно же нездорово. Фото скоро выложу (как только сканер налажу). Особенно эти проблемы вылезают при использовании дискового тормоза, а также, вероятно, при креплении багажника. Но с багажником я не экспериментировал, т.к. к сожалению, на моей раме нет крепления под него.
Специфический инструмент
Нужно иметь ввиду, что для монтажа втулки вам потребуется звездообразная отвёртка M20 (хорошо хоть, что просто звёздочка, а не звёздочка с пупырышком посередине). У кого как с наличием, а мне пришлось идти на рынок и покупать отдельно отвёртку, в комплект она не входит.
[/spoiler]
Ну и наконец - Статья 3: "Технико-экономическое обоснование использования компонентов "Рохлофф" в сельском хозяйстве."
[spoiler]Предупреждение: всё нижесказанное является исключительно субъективным мнением.
Задумался я как-то о втулках Рохлофф. Заманчиво вроде бы получить закрытый от грязи, соли и ударов переключатель, не требующий настройки и с очень большим ресурсом... Для начала надо разобраться с финансами. Сначала считаем стоимость и вес того что мы выкидываем при установке втулки Speedhub 500/14, а потом считаем то что ставится взамен. При установке втулки Rohloff с системы снимается две звезды из трёх, это тоже надо учесть.
Обычная трансмиссия наименование/вес/цена
1. Передний переключатель SRAM 7.0 /131/14$
2. Задний переключатель SRAM X.7/268/45$
3. SRAM X.7 длинные ручки/260/43$
4. Кассета SRAM X.7/307/35$
5. Система Deore 44-32-22/690/47$
6. Втулка Kore Hoochie/400/60$
ИТОГО: 2056г./244$
Rohloff наименование/вес/цена
1. Втулка 500/14 DB, натяжитель, манетка, адаптер. /1985-2300г. в зависимости от комплектации./1071$
2. Система Deore, одна звезда/530/47$
ИТОГО: 2515-2830г./1143$
Итак, если сравнивать вес и стоимость компонентов то Rohloff проигрывает 459-774г. и 874$. Немало.
Теперь надо разобраться с эксплуатационными расходами. Если втулка "Рохлофф" прослужит (допустим) 4 года (40тыс. км.), то в обычной навеске за это время придётся заменить манетки, задний переключатель, заднюю втулку и штук 7 кассет. Это 393$. Таким образом ценовая вилка уменьшается до 481$. Считаем дальше. Можно принять что на Rohloff расход цепей будет вдвое меньше, так как нет перекоса цепи. Это ещё примерно 150-200$ экономии. Остался хвост примерно в 280$. НО. Это если покупать запчасти по розничным ценам веломира. У меня в среднем расходы на 20-30% меньше. В этом случае Rohloff обойдётся дороже на те же 400$, то есть 100$ в год.
Кое что не учли, однако. Тормозные диски для втулок Rohloff нужны свои собственные, четырёхдырочные. Стоят 48$ против 25$ за магуровские. на 4 года уж пара дисков-то уйдёт точно, ещё 50$ в минус. Как ни крути, один раз наверное придётся поменять звезду на втулке, это ещё 28$. Если вдруг захочется съёмник к ней - это ещё 29$.
Теперь касаемо качества переключения и ходовых качеств собственно втулки - судя по отзывам на MTBR есть некие особенности: Во первых, при переключени с 7-й передачи на 8-ю на некоторе время (весьма небольшое) включается 14-я, вроде бы это особо не мешает. Во-вторых, у втулки Rohloff несколько больше внутренние потери, разница примерно 2% по сравнению с традиционной трансмиссией.
В принципе, трансмиссия со втулкой Rohloff настоятельно просит специально сделанной рамы (в случае установки на хардтейл). В этом случае выкидывается натяжитель, и уменьшается вес дополнительных деталей. Но всё равно те самые 459г. никуда не денутся. Более того - весь дополнительный вес оказывается на заднем колесе, что меняет развесовку байка и в случае двухподвеса сильно увеличивает неподрессоренную массу. Кстати, в случае специально рассчитанного под использование трансмиссии Rohloff двухподвеса появляется интересная возможность - радикально уменьшить раскачку на любой передаче без использования дорогих амортизаторов с SPV или ProPedal. Звезда-то спереди только одна. Но это уже тема для совсем другой статьи...
Что в итоге?Судя по всему для КК-гонщиков эта штука непригодна. По крайней мере для тех, кто нацелен на победу, а не просто на "доехать до финиша". А вот тем кто ездит на байке помногу и круглый год можно ещё и подумать. Если конечно есть в кармане тысчонка баксов на подобную модернизацию. И желание заказать специально разработанную раму под это дело.
А мне остаётся тихо ждать удешевления и похудения замечательной, в общем-то, втулки Rohloff Speedhub 500/14. Замечательной, но неподходящей для кросс-кантрийного использования. увы.
[/spoiler]
Итак, друзья мои, каково ваше мнение о втулке Rohloff? Неужели сей продукт останется нишевым и слабо востребованным?
