Вопрос по рамам

Что/где купить? Что/где починить? Рейтинг веломагазинов, мастерских и мастеров по Вашим отзывам!
Модераторы: KoNA, Bio, Solid

СообщениеFallen Angel » 05.04.2009, 12:13


AHTEPO \$m[1]:Господа! Попрошу уважать выбор Андрея! Хочет человек 28", хочет сталь - это его право!
Andr, советую съездить в Ашан (СБС). Я там видел пару ашан-байков 2х подвесов, вроде с 28" колёсами, мало того, есть даже 3х подвес с 2мя задними аммортами! Чтобы понять - нужно увидеть! :) Гений китайской народной мысли! Судя по его весу - сталь или даже чугун. Вилка хоть и "суспеншн", но хлам, думаю со временем заменишь на что-нить посерьёзнее. Удачи в твоём нелёгком деле ;)

P.S., ИМХО! По поводу крепости стальных ободов 28"... Я не думаю, что ты и твой вел даст нагрузку на колёса больше, чем дают DH'шники и FR'деры! Во-первых, обода для DH\FR будут посерьёзнее твоих стальных, учитывая агрессивность класса катания, для которого они делаются. Во-вторых сам подумай, чем больше диаметр колеса, тем большая поперечная\боковая нагрузка на него ложится при "крене"! Если надавить сбоку, то какое колесо легче погнуть, большое или маленькое? ;)


Виталий, никто не пытался оспорить либо проявить неуважение. Просто интересно узнать зачем. То что есть колеса вовсе не аргумент. И то что они стальные тоже не аргумент. И дело даже не в спицах 3мм, это же Советская привычка, чем толще тем прочнее, чем тяжелее тем прочнее и т.д. Давно нужно забыть все эти стереотипы. Забыть про сталь, из которой делали рамы, которые в свою очередь проектировались бабушками одуванчиками на СЧЁТАХ! Агрессивное катание? Бросьте, любой профи ДХашник на практике может доказать обратное.
Единственное благоразумное что я увидел из всего так это тот факт что стальную можно заварить. И все, на этом все плюсы стали исчерпались.

З.Ы. Задайте этот же вопрос на http://www.x-bikers.ru :)
Изображение
Аватара пользователя
Fallen Angel
OSV Team
Пока не проявил себя


СообщениеAndr » 05.04.2009, 17:19


Скажи АНТЕРО какая точно модель вела была увидена тобой. Я в инете может найду техническое описание.
Любите велики и под дождем не оставляйте
Аватара пользователя
Andr
Первые симпатии


СообщениеAHTEPO » 06.04.2009, 09:47


Я и не вспомню! Там такой мега трактор был... И не факс, что на 28" колёсах... Просто мне так помнится. Съезди в Ашот, там видно будет...
Изображение
Аватара пользователя
AHTEPO
Основатель
Альфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самец
Орден основателя ВелоКубани (1) Орден спонсора ВелоКубани (1) Орден за большой вклад I ст. (1) Орден за большой вклад II ст. (1) Орден за большой вклад III ст. (1) Золотой крест Велокубани (1)
Медаль "Велотуриста" (1) Медаль "Велоразведчика" (1)


СообщениеFox » 06.04.2009, 10:14


МТВ на колесах 28" бывают, причем это не только ашан байки)). ессесно к ним бывают и колеса на 28".
Есть так же таблички совместимости МТВ рам и вилок, в которые при желании можно сунуть 28" колеса.
Искать в гугле как всегда.
Аватара пользователя
Fox
Забанен
Можно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собой
Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1) Медаль "Велоэксперта" (1) Золотая медаль (1) Серебряная медаль (2) Медаль "Мастера XC" (1)


СообщениеAndr » 06.04.2009, 12:26


Спасибо Евгений и АНТЕРО, поняли вы меня и советы дельные даёте. Я обязательно в инете гляну про МТВ. А я вводил запрос типа ,,двухподвес с колесами 28 дюймов,, теперь введу со словом МТВ.
Любите велики и под дождем не оставляйте
Аватара пользователя
Andr
Первые симпатии


СообщениеFox » 06.04.2009, 12:52


Andr, я боюсь что в русской части инета инфу найти будет очень сложно. 28", как и 24", в отличии от 26" - область эксперементов для МТБ.
Шансы увидеть 28 на двух подвесе, еще ниже. Все же полноподвесные велы большей частью для скатывания с горы, и применение 28" колес там сложно оправдать. при ДХ все же на первое место выходит прочность, а потом уже катимость. 26" как раз тот самый компромис между прочностью и катимостью.

копать можно начинать отсель
на фото даже не 28, а 29
Аватара пользователя
Fox
Забанен
Можно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собой
Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1) Медаль "Велоэксперта" (1) Золотая медаль (1) Серебряная медаль (2) Медаль "Мастера XC" (1)


СообщениеFallen Angel » 07.04.2009, 08:55


Вот вариант рамы, туда хоть 30 засовывай :)
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Fallen Angel
OSV Team
Пока не проявил себя


СообщениеAndr » 07.04.2009, 10:52


На эту раму только 26 станет. Поясню: ход заднего треугольника и расстояние между задним колесом и вертикальной подсидельной
Трубой резко уменьшится. Эта Рама рассчитана только на 26. Спасибо Евгений!!! Накопал по 28мым колесам кучу инфы. Огромное спасибо. Тему не закрываю пока. Пишите что думаете по моему вопросу.
Любите велики и под дождем не оставляйте
Аватара пользователя
Andr
Первые симпатии


СообщениеMaDTapKi » 07.04.2009, 10:57


но.. все эти варианты все равно АЛЮМИНИЕВЫЕ!! так что, как говорицца:"Забей, Сеня"..
PoSiTiVe =) Inside
Аватара пользователя
MaDTapKi
OSV Team
Матёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкер
Орден за большой вклад II ст. (1) Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1)


СообщениеFallen Angel » 07.04.2009, 11:14


Andr \$m[1]:На эту раму только 26 станет. Поясню: ход заднего треугольника и расстояние между задним колесом и вертикальной подсидельной

Это я знаю. Но ты собрался ставить очень жесткий аморт, так что хода там будет мало.
Изображение
Аватара пользователя
Fallen Angel
OSV Team
Пока не проявил себя


СообщениеFox » 07.04.2009, 11:36


Если писать что думаю по факту, то совсем не факт, что стальные 28" колеса прочнее 26" люминевых. Материаловедение тут непричем. Мы не сравниваем просто материалы, мы сравниваем конструкцию. Кто нить будет спорить что 26" колеса прочнее 28"? При прочих равных усоловиях. Думаю нет. Теперь осталось только уточнить, как сталь, компенсирует повышенный диаметр)) Боюсь что никак. А если эти стальные колеса остались в наследство от того же ХВЗ, то тем более они не будут прочнее. Я сомневаюсь, что на ХВЗ проектировали колеса, под большие нагрузки и прыжки по кочкам. А вот любое ДХ колесо, изначально для этого делается. Возьмите любой советский стальной обод, и согните его на коленке. у меня такое получалось довольно легко. с нынешними люминиевыми ободами такой трюк так просто не пройдет. Там слишком сложный профиль, которые препятствует этому)
Аватара пользователя
Fox
Забанен
Можно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собой
Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1) Медаль "Велоэксперта" (1) Золотая медаль (1) Серебряная медаль (2) Медаль "Мастера XC" (1)


Сообщениеqm2105 » 07.04.2009, 11:58


Ставьте даблтрэки чтоли.. )) Дешево и сердито! )
Аватара пользователя
qm2105
Пока не проявил себя


СообщениеAndr » 07.04.2009, 12:11


Обода я покупал СОВСЕМ не родные а усиленные металлические двойные шириной 35мм внутри 2 бортика жесткости(5на 5мм) высота основных бортов 16мм
Общая толщина металла(один слой и второй вместе взятые( 1,7мм) обода очень прочные пустой обод без спиц я всем весом наваливался (75кг) он только слегка сгибался миллиметров так на 5. А Об колено ты его не согнёшь тем более не поломаешь. Скорее наоборот. Сказав что мои колёса крепче многих я не подразумевал крепче всех. Ещё есть такое понятие как пропорции. Т.е. Если на 26 обод хватит толщины 1,4 мм то на 28 уже треба 1,7 и эти колёса будут одинаковы по прочности. И ещё алюминиевая Рама жесткая быстрее рассыпется чем алюминевая на амортизаторах. Поясню. Сталь может поглощать вибрацию, алюминий нет он жесткий и при вибрации разрушается. Согните алюминиевую трубу и железную вы почувствуйте разницу. Если есть амортизатор то Впринципе алюминий
Можно ставить без опасений если же Рама жесткая то только сталь. Она гасит вибрация в последнем варианте куда эффектней AL. Для асфальта и грунтовок я выберу только сталь. Простой пример все
Абсолютно все пружины делают из стали и арматуру тоже никто не додумался до алюминиевых пружин. Рама для асфальта и грунтовок должна немного пружинить и это нормально!!! Слишком жесткая конструкция просто не выдержит длительной вибрации. Жду ещё ответов и советов.
Любите велики и под дождем не оставляйте
Аватара пользователя
Andr
Первые симпатии


СообщениеFallen Angel » 07.04.2009, 12:19


Оффтоп.
Без обид, лишь мнение высказал:
[spoiler]Вот наверное так думали и думают все наши конструкторы. Поэтому и велоиндустрия в большой (_._) До сих пор нет нормальных велов нашего производства.
Значит инженеры-конструкторы всего мира ошибаются проектируя рамы из сплава алюминия.[/spoiler]
Изображение
Аватара пользователя
Fallen Angel
OSV Team
Пока не проявил себя


СообщениеMaDTapKi » 07.04.2009, 12:25


Андр, я убью твои колеса и раму за неделю.. апсалютно серьезно.. и без особых усилий.. (главное хорошей защщитой обзавестись) точнее с защщитой я убью все это за 1, максимум 2 дня в Новороссе.. =)))
PoSiTiVe =) Inside
Аватара пользователя
MaDTapKi
OSV Team
Матёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкер
Орден за большой вклад II ст. (1) Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1)


СообщениеMaDTapKi » 07.04.2009, 12:27


Andr \$m[1]:Абсолютно все пружины делают из стали

тут ты не прав.. пружины ишшо делают из титана.. а самые плюшевые аморты ващще воздушные..
PoSiTiVe =) Inside
Аватара пользователя
MaDTapKi
OSV Team
Матёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкер
Орден за большой вклад II ст. (1) Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1)


СообщениеN.C. » 07.04.2009, 13:33


харьковский форум понравился. андр, копи бабло, подвес на 29 существует!
N.C.
V.I.P.
Матёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкер
Золотой крест Велокубани (1) Золотая медаль (7) Серебряная медаль (4) Бронзовая медаль (3) Медаль "Мастера XC" (1) Медаль "Мастера-Шоссера" (1)
Медаль "Бревет 200км" (2) Медаль "Бревет 300км" (1)


СообщениеFox » 07.04.2009, 17:14


Железо, сталь, алюминий....
какой алюминий? какая сталь? а железо в чистом виде?
Все это сплавы. и не делают рам из стали или алюминия, а делают рамы из сплавов этих самых металлов. ну это так, от нечего делать)

теперь от есть чего))
Согните алюминиевую трубу и железную вы почувствуйте разницу

а зачем гнуть? в велосипеде ну очень мало узлов работающих на изгиб, а в раме их еще меньше. в основном узлы работают на сжатие и растяжение)

Сталь может поглощать вибрацию, алюминий нет

это как? источник можно? Мне просто стало интересно)
Мачты современных яхт сплошь и рядом люминь, работают на изгиб во всех направлениях, а так же подвержены довольно серьезным вибронагрузкам. Плюс живут они в довольно агрессивной среде, типа морской водички)) Наверное инженеры и не знают, что стальная мачта была бы лучше))

Она гасит вибрация в последнем варианте куда эффектней AL

а куда эффектней?) рама что, ручка от отбойноного молотка? Кто нить эти вибрации ощущает? То есть едучи на люмине прям так пятой точной и чуствуется как вибрирует щебенка , а на стали как в перине) Так чтоль?))) да разница давления в колесе в четверть атмосферы, куда больше чувствуется)

Если на 26 обод хватит толщины 1,4 мм то на 28 уже треба 1,7

То есть на трех дюймовом колесе стенки должны измерятся в микронах?)

Простой пример все
Абсолютно все пружины делают из стали и арматуру тоже никто не додумался до алюминиевых пружин

Что общего между рамой и пружиной? с чего вдруг такой пример?
Кстати арматура из люминя это прикольно) Просто брать вот так вот и закапывать цветной металл в бетон)


ПЫСЫ
Люминь давно перестал быть "модным" материалом, и стал просто рабочим.
Хренова туча инженеров не может ошибаться. И тут вопрос даже не в технологичности того или иного металла, а именно в свойствах, необходимых для построения оптимальной конструкции велосипеда.

Если это не довод в пользу люминя, то на этом спор можно и закончить)
Точнее в любом случае спор можно закончить) Сомневаюсь что тут найдутся сторонники стали в велостроении)
Аватара пользователя
Fox
Забанен
Можно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собой
Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1) Медаль "Велоэксперта" (1) Золотая медаль (1) Серебряная медаль (2) Медаль "Мастера XC" (1)


СообщениеПрибой » 07.04.2009, 18:06


Andr \$m[1]: Алюминий не предлагать. Я ещё жить хочу.

вот блин, так у нас 90% велокубани самоубийцы :vava: , пойду завещание напишу. :D
Прибой
Первые симпатии


СообщениеПушной звер » 07.04.2009, 18:19


кстате по поводу жОскости рамы, все нетак проста. я собстно себе трека и взял потому что, у него "мягкая" рама, тока это скорее зависит от геометрии, нежеле матерьяла рамы..
БАН за постоянный нытьё и троллинг администрации.
Аватара пользователя
Пушной звер
Альфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самец


СообщениеFallen Angel » 07.04.2009, 19:43


Нашел статью про рамы, много интересного.
Читаем статью:

[spoiler]Несколько слов о материалах и рамах

Первая статья из цикла "К вопросу о холодном железе в рамостроении"

Автор: Максютин Сергей

Все нижеизложенное является результатом моей обработки общедоступных через Internet сведений, отражает мое понимание вопроса и не претендует на абсолютную истину. Дополнения, возражения и поправки приветствуются. Электронный адрес для переписки: korax@mail.ru.

После колес (главным образом втулок и резины), рама является самой главной составляющей, определяющей ездовые качества велосипеда.

Выбор материала, из которого следует изготавливать, велосипедные рамы вызывает жаркие и продолжительные споры уже не один десяток лет. Что лучше: сталь, алюминий, титан или углепластик (карбон) и прочие композиты?

Для начала следует заметить, что традиционная велосипедная рама, состоящая из двух треугольников - весьма выверенная, совершенная конструкция, результат более чем столетней истории развития велосипеда. Постоянные попытки радикально улучшить конструкцию рамы в конечном итоге ничем значимым не заканчивались. И конструкторы снова и снова возвращались к базовой конструкции, которая, таким образом, не претерпела существенных изменений за последние сто лет.

С годами улучшались материалы, совершенствовались технологии изготовления, что позволило значительно снизить вес и повысить прочность рам. В конечном итоге свойства рамы определяются, как ее конструкцией, так и материалами, из которых она изготовлена. Требования, предъявляемые к раме, весьма противоречивы:

1. Рама должна быть достаточно жесткой, чтобы по возможности без потерь передавать усилие велосипедиста с педалей на заднее колесо.

2. Рама должна быть достаточно гибкой (упругой), чтобы поглощать удары и вибрацию от дороги и не передавать их велосипедисту.

3. Рама должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать груз, на нее возложенный (собственно велосипедист и его багаж)

4. Рама должна быть достаточно надежной для обеспечения многих лет эксплуатации.

5. Гоночные рамы отклоняются от оптимума в сторону жесткости.

6. Рамы комфортных серий отклоняются от оптимума в сторону гибкости (упругости).

Соответственно, при выборе труб, из которых следует изготавливать раму, следует учитывать следующие простые и очевидные положения:

1. Трубы становятся жестче при увеличении их диаметра и толщины стенок. Поэтому существуют так называемые oversized трубы - увеличенного более обычного диаметра - чтобы обеспечить требуемую жесткость без излишнего увеличения веса трубы в случае использования материала с низкими механическими качествами. Характерный пример - алюминиевые рамы - они имеют трубы гораздо большего диаметра, нежели классические стальные. Другой пример - дешевые стальные макеты велосипедов - опять же для компенсации использования недостаточного качественных стальных сплавов увеличивают диаметр использованных труб.

2. Трубы становятся гибче (проще гнутся) при увеличении их длины (откуда, в частности следует, что две рамы из аналогичных труб разных ростовок будут иметь разную жесткость).

3. Овальные в сечении трубы жестче в направлении большей оси и более гибки в направлении меньшей оси. (Что приводит к использованию би-овальных труб, которые имеют у рулевой трубы овальный профиль, вытянутый по вертикали, и у каретки - вытянутый по горизонтали)

4. Долговечность труб (стойкость к коррозии / ржавчине и усталостная выносливость) уменьшаются при уменьшении толщины стенок (что приводит нас к существованию явления, названного "race-day-only-tubeset" - рамы, предназначенные только для гонок - облегченные сверх необходимого для обеспечения достижения высоких спортивных результатов, но не пригодных для повседневного использования по причине малого ресурса при таком режиме эксплуатации).

5. Трубы выдерживают больший вес и менее подвержены изгибанию, когда увеличивается прочность использованного сплава (к вопросу о прочности мы в дальнейшем еще вернемся, ибо он не так прост и очевиден, как кажется на первый взгляд).

6. Более прочный сплав увеличит диапазон напряжений, при которых деформация останется упругой трубы, но не обязательно сделает ее жестче при нормальном использовании.

Кроме этих очевидных положений остается важный вопрос о выборе материала рамы (которые, очевидно обладают разными свойствами). Как следует из названия статьи, в качестве материала мы будем рассматривать исключительно сталь и стальные сплавы.

Изготовители рам знают о секретах и свойствах стали уже очень много и очень давно. Фактически, сталь использована при производстве большего числа велосипедов, чем любой другой материал. Она также используется в данном качестве на несколько десятилетий дольше, чем любой другой используемый в настоящее время материал.

Сталь замечательно подходящий материал для велосипедных рам. Сталь легко обрабатывать, она просто сваривается и паяется, стальные рамы ломаются предсказуемо (а не внезапно разрушаются) и они могут быть дешевы (а могут быть и весьма дороги - как мы увидим в дальнейшем).

Современные стальные сплавы позволили еще больше увеличить привлекательность стали как материала для велосипедных рам. В 80-90-е годы 20-го века ведущими фирмами-производителями труб для рам (Reynolds, Columbus, True Temper, Dedacciai) были разработаны и выпущены на рынок новые стальные сплавы, обладающие выдающимися характеристиками, не теряющими прочности после нагревания (например, при сварке), или даже увеличивающие прочность при нагреве, позволившие изготавливать более тонкие и легкие стальные трубы и получать более легкие рамы без потери их прочности и долговечности. К тому же велосипеды, изготовленные из современных тонкостенных стальных труб, отличаются не только легкостью и прочностью, но и удивительно комфортными ощущениями при езде. Хорошим примером может быть то, что знаменитую однодневную гонку Париж-Рубе (дистанция которой где-то на 20-25 процентов проходит по мощеным дорогам, и за победу в которой вручается очень оригинальный приз - булыжник на подставке) многие едут именно на стальных велосипедах, хотя в современном шоссейном велоспорте доминирует алюминий и карбон.

Несмотря на то, что стальные рамы все же тяжелее алюминиевых и композитных, это различие для hi-end изделий не так уж и велико - не более полкилограмма и подобный недостаток может ощущаться только спортсменами высокого уровня на сложном рельефе. Для прочих смертных эти даже 500 грамм лишнего веса на фоне общей массы "велосипед + велосипедист" вряд ли значимы и взамен они получают высокую прочность и комфорт, о которых можно только мечтать.

Еще один маленький факт о весе рам и велосипедов. Откроем каталог Триал-Спорта за 2005 год и сравним два велосипеда одинаковой стоимости: Norco EXC 2.0 HT (1459$) и Jamis Dakota XC (1473$). Отметим, что второй имеет лучшую вилку (Fox Float FRL потив Manitou Scareb Elite). Далее, первая рама демонстрирует новейшие технологические достижения велосипедостроения - из алюминия 6061, с тройным баттингом и карбоновыми верхними перьями. Вторая - классическая стальная рама из труб Reynolds 631, причем, не самых лучших (третьи сверху в линейке труб фирмы Reynolds). Однако, вес велосипедов в сборе практически одинаков - 11,34 и 11,59 кг соответственно! Комментарии излишни.

Отдельный вопрос - использование стальных рам для туризма. На фоне тяжело нагруженного велосипеда лишние 500 грамм рамы еще менее значимы, а предоставляемый стальными рамами комфорт очень важен для многочасовых поездок. Кроме того, для "грузового" и автономного туризма не помешает некоторый запас прочности рамы (то есть дополнительный металл - пусть лучше рама будет потяжелее, чем сломается где-нибудь в глуши). Хорошим примером может служить немецкая фирма Noll. Фирма производит велосипеды исключительно из стали, в том числе и двухподвесы. При этом Noll умеет делать легкие рамы - их кросс-кантрийная и марафонская рама М5 ростовки 17 дюймов весит 1600 гр. (при этом вес всего велосипеда в сборе - менее 10 кг, а с жесткой хромомолибденовой вилкой - менее 9 кг.). Для сравнения - моя рама Norco Storm той же ростовки весит 2050-2100 гр. Однако их туристическая модель, рассчитанная под жесткую вилку, с вытянутой геометрией, с горизонтальной (или близкой к этому) верхней трубой (а, следовательно, большой ростовки) при размере 20" весит уже около 3 кг. Почувствуйте разницу, как говорят в рекламных роликах! Как видим, даже умея делать легкие рамы, для "грузового" туризма фирмой сделан солидный запас прочности.

Ну и напоследок - немаловажный, на мой взгляд, фактор, не влияющий на ходовые и эксплуатационные качества хромомолибденовых рам. Они, в основной своей массе, производятся из труб относительно малого диаметра (по сравнению с алюминиевыми, например) - что придает им особый, изящный внешний вид. Такая рама бросается в глаза (для знатоков), а в наше время засилья дешевого тайваньского алюминия, к тому же, становится своего рода эксклюзивом.

В дальнейшем в данной статье мы рассмотрим свойства стальных сплавов, важных при создании велосипедных рам.

Разработчики рам вынуждены рассматривать множество факторов при выборе материала для своих рам (и не все эти факторы относятся к ходовым или эксплуатационным ее свойствам - на выбор может, например, оказать большое влияние экономический аспект - выбор более дешевого материала приведет к меньшей цене и большему объему сбыта - а вовсе не к получению более качественной рамы). Даже если рассматривать только "относящиеся к делу" свойства материалов, однозначного выбора не получится. Тем не менее, есть много хороших причин использовать именно сталь для велосипедных рам.

Рассмотрим некоторые основные характеристики конструкционных материалов:

1. Плотность

Наиболее простой параметр. Вес образца конструктивного материала единичного объема. Для стали - примерно 7800 кг/м3 . Для сравнения - плотность алюминия 2700 кг/м3 и плотность титана 4400 кг/м3 . Очевидно, что свойство это очень важно, поскольку (по крайней мере, для спортивного применения) рама должна иметь вес возможно меньший. Это основная сложность при изготовлении стальных рам - ее плотность велика по сравнению с конкурентами. Впрочем, плотность - не решающий фактор и это не значит, что алюминиевые рамы получаются в три раза легче стальных.

2. Жесткость

Измеряемую величину, характеризующую жесткость называют модулем упругости или модулем Юнга. Как и плотность, он прост для понимания. Модуль Юнга численно равен напряжению в образце, при котором он удлиняется в два раза (напряжение - сила, отнесенная к единице площади поперечного сечения; фактически, "k" - коэффициент пропорциональности в законе Гука). Вот это - характеристика, где сталь опережает конкурентов: для нее модуль Юнга составляет около 2·1011 Н/м2. Для сравнения - для алюминия он составляет 0,72·1011 Н/м2 и для титана - 1,1·1011 Н/м2. Заметим, что отношения этих величин (2/1,1/0,72) почти равны отношению их плотностей (7,8/4,4/2,7). То есть отношение жесткость-вес для основных материалов примерно одинаково.

Вот здесь может возникнуть вопрос - почему алюминиевые рамы чаще всего так табуреточно жестки, когда этот металл обладает столь низким модулем упругости? На поверхность опять всплывают "oversized" трубы. Поскольку жесткость трубы на изгиб пропорциональна отношению (D4 - (D - 2t)4)/D, где D - внешний диаметр трубы, t - толщина стенок (таким образом, (D - 2t) - внутренний диаметр трубы), то, разложив второе слагаемое числителя по степеням t и учитывая малость t (толщина стенок трубы как минимум на порядок меньше ее диаметра), получим, что жесткость трубы окончательно будет пропорциональна tD2. То есть при возрастании внешнего диаметра трубы в два раза (при неизменной толщине стенок) - жесткость будет возрастать в 4 раза, а вес - только в 2. Уменьшив вдвое толщину стенок одновременно с увеличением диаметра, получим трубу того же веса, но вдвое более жесткую.

Следующий вопрос, который может возникнуть - а почему бы ни увеличить диаметр стальных труб и не уменьшить толщину их стенок, чтобы получить легкую стальную раму? Здесь возникнет "эффект пивной банки" - когда трубы достаточно легкие и жесткие "на изгиб"- но из-за малой толщины стенок чрезвычайно чувствительны к точечным ударам и легко мнутся. Так, например, на моей баттированной хромомолибденовой раме имеется вмятина на верхней трубе главного треугольника от удара концом руля. Эмпирическим пределом для стальных рам считается отношение диаметра труб к толщине стенок около 60-70. Титан и алюминий, обладая меньшими плотностями, позволяют иметь более толстые стенки и избежать этого эффекта.

Следует также отметить, что модуль Юнга не меняется от состава сплава или способа термообработки для одного и того же металла. Так, закаленные Reynolds-953 трубы и шовные трубы из стали 1020 одинакового размера будут иметь одинаковую жесткость.

3. Относительное удлинение

Удлинение образца до его разрушения при растяжении (в процентах). Таким образом, удлинение является характеристикой эластичности материала, то есть его способности выдерживать пластические деформации (то есть такие, которые сохраняются после снятия напряжения - образец изгибается) без разрушения. Материалы с относительным удлинением менее 5% имеют тенденцию разрушаться внезапно. Для изготовления рам эта величина должна быть не менее 10%, для того чтобы рама, деформируясь (например, изгибаясь), могла "подать сигнал", что скоро разрушиться. Этот показатель не полностью характеризует характер разрушения, но достаточно информативен. Для стальных сплавов типичное значение относительного удлинения составляет 9-15%. Для сравнения - для алюминиевых сплавов это значение составляет 6-12% и для титана 20-30%!

В отличие от плотности и модуля упругости, которые практически не изменяются при вариациях состава сплавов и термообработке готовых труб для данного материала, относительное удлинение - это отдельная песня. Как и рассмотренные ниже предел прочности и предел текучести, относительное удлинение сильно зависит от состава сплава и способа его последующей обработки.

4. Предел прочности на разрыв

Это еще одно важное свойство. "Чем больше предел прочности на разрыв - тем лучше" - может служить хорошей отправной точкой в размышлениях о выборе материала рамы. Предел прочности на разрыв равен напряжению в образце, при котором он разрушается (разрывается, ломается). Обычно его значение меньше значения модуля Юнга - что означает, что образец разрушится раньше, чем, например, вытянется вдвое. В дальнейшем будет употребляться более короткий вариант - "предел прочности".

5. Предел упругости

Предел упругости равен напряжению в образце, при котором упругие деформации сменяются пластическими - то есть при снятии напряжения образец останется деформированным (вытянутым или согнутым).

Здесь следует сделать еще одно замечание. Эти характеристики - пределы упругости и прочности нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса свойств материала. Если взять сплав с пределом упругости вдвое большим, чем прежний и сделать стенки труб вдвое тоньше. Рама будет легче. Но будет ли она той же прочности и жесткости? Прослужит ли столь же долго? Нет!

6. Предел выносливости.

Еще одно важное свойство. Об усталостном разрушении говорят, когда разрешение происходит вследствие приложения циклических нагрузок с максимальной величиной, не превышающей предела упругости. Поскольку велосипедная рама постоянно подвергается циклическим нагрузкам: приложение усилий велосипедиста к педалям, поглощение ударов и вибраций от дороги, важно, чтобы материал имел "хорошую выносливость".

Обычно в качестве предела выносливости берут значение напряжения в образце, при котором образец выдерживает не менее 107 (десять миллионов) циклов приложения напряжения. Следует отметить некоторую искусственность такого теста, так как при реальном использовании рамы напряжения не одинаковы по величине и приложены к весьма различным точкам.

Также важно отметить, что стальные и титановые сплавы имеют порог выносливости, то есть пороговое значение напряжения, ниже которого образец может выдержать бесконечное количество циклов приложения напряжений без разрушения. Для стальных сплавов порог выносливости составляет примерно половину от предела упругости. Алюминиевые и магниевые сплавы порога выносливости не имеют, то есть приложение даже слабых циклических напряжений к раме рано или поздно приведет к ее разрушению. (Тут имеет смысл упомянуть, что автору известен случай усталостного разрушения алюминиевой рамы "на ровном месте"). На этой особенности алюминиевых и магниевых сплавов и основаны слухи об их предрасположенности к усталостному разрушению. Также следует отметить, что в руководстве пользователя велосипедов Cannondale (которые изготавливают только из алюминиевых сплавов) присутствует раздел о возможности усталостного разрушения рам и о порядке их профилактического осмотра.

7. Вязкость.

Вязкость в данном случае - способность материала поглощать энергию и деформироваться перед тем, как сломаться. Вязкий металл более тягучий (эластичный) и будет деформироваться, а не "хрупко" ломаться - в частности, вблизи концентраторов напряжений - таких как любой сварной шов, отверстие, острая грань, трещина или зазубрина. Следует добавить, что это свойство, по-видимому, в значительной степени определяется типом кристаллической решетки сплава. Сплавы с гексагональной решеткой - например, титановые и алюминиевые - имеет повышенную чувствительность к наличию концентраторов напряжений и, соответственно, чаще всего ломаются именно вблизи них. Стальные сплавы, напротив, обладают кубической объемно-центрированной кристаллической решеткой - и данного недостатка не имеют. Так как это очень важное свойство для труб велосипедных рам - их способность деформироваться и предупреждать о надвигающемся "крахе", важно уметь численно характеризовать вязкость. Однако это довольно сложная задача. В дальнейшем при необходимости ограничимся рассмотрением вязкости как качественной характеристики.

В заключение следует сказать, что в любом случае, вы выбираете раму, а не материал, из которого она изготовлена - у любого материала есть свои плюсы и минусы, также большое значение имеет геометрия рамы, процесс ее изготовления, культура производства. Выбор за вами.[/spoiler]
Изображение
Аватара пользователя
Fallen Angel
OSV Team
Пока не проявил себя


СообщениеAndr » 07.04.2009, 22:43


Насчет убить мою раму скажу, можно но никак не за 1день. Также как и твою. Эта Рама уже в эксплуатации 25лет по дорогам общего пользования порой далеко не лучшего состояния. Колёса убить можно только кинув их под Камаз. Набор 36спиц 3мм равен 54спицы обычного диаметра т.е 2мм. Ещё сомнения будут, Марк?
За статью большое спасибо. Ещё говоря сталь алюминий я конечно подразумеваю сплавы а так как в любом сплаве есть преобладающий металл я на него и делаю упор. Не буду же я писать сталь700 или ещё Чего. Ограничиваюсь одним словом . Я ИЗНАЧАЛЬНО СПРАШИВАЛ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДВУХПОДВЕСА СО СТАЛЬНОЙ РАМОЙ НА КОЛЁСА 28. А споры на тему о выборе материала рам пошли из за ваших вопросов типа почему это а не то. Если есть возможность у обладателей АЛ рам покупать таковые каждые 3-4года я не против покупайте. Знаю пацана с Лабинска он не профи в ФР но это не помешало ему сломать 4(!!!)АЛ рам на горных велах на простых горках. Я не собираюсь доказывать кому либо что сталь лучше. Нет. Просто зная свой агрессивный стиль катания по нашим убитым дорогам плюс перевоз грузов порой до 70ти кг даже более я остановил свой выбор на конкретном материале. Не более
Того. И то что 90% ездят на АЛ для меня не довод.
Любите велики и под дождем не оставляйте
Аватара пользователя
Andr
Первые симпатии


СообщениеFallen Angel » 08.04.2009, 07:06


Andr \$m[1]:Знаю пацана с Лабинска он не профи в ФР но это не помешало ему сломать 4(!!!)АЛ рам на горных велах на простых горках

Какой фирмы рамы были и модели?

з.ы. В Лабинске настолько суровые парни, что у них даже конфеты заворачивают в стальную фольгу :)
Изображение
Аватара пользователя
Fallen Angel
OSV Team
Пока не проявил себя


СообщениеFox » 08.04.2009, 08:49


первый мой вел назывался "Бабочка") лучше вела у меня уже не будет)
Второй назывался "Уралец". Стальной такой конь. Рама развалилась через неделю, и не в горах, а в городе. Ну прыгал я со всего подряд)
а спор о люмине и стали закончу как Ося Бендер)
Мне не нужна вечная игла для примуса, я не собираюсь жить вечно

Но вот кроме спора.....
Набор 36спиц 3мм равен 54спицы обычного диаметра т.е 2мм.

Обосновать можно? То есть просто взяли и перемножили на полтора? Я правильно понимаю?)
А если правильно понимаю, то делаю вывод, что набор из 36 спиц, диаметром 3мм, можно заменить одной спицей диаметром 108. Как все просто оказывается, а нам по телеку о технологиях, космосе.....
Аватара пользователя
Fox
Забанен
Можно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собойМожно гордиться собой
Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1) Медаль "Велоэксперта" (1) Золотая медаль (1) Серебряная медаль (2) Медаль "Мастера XC" (1)


СообщениеMaDTapKi » 08.04.2009, 09:41


Андрей, поверь, убью.. без особых потугов.. главное на нем не убицца самому.. первым делом сложицца вилка и переднее колесо, а дальше уже можно кидать под камаз, так как дальше он уже не поедет.. =)

слух, вот просто интересно.. выложи плз фотки байка..
PoSiTiVe =) Inside
Аватара пользователя
MaDTapKi
OSV Team
Матёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкерМатёрый байкер
Орден за большой вклад II ст. (1) Золотой крест Велокубани (1) Медаль "Велотуриста" (1)

НазадВперёд

Немного статистики

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3