[spoiler]Написать этот FAQ меня заставило множество мифов и домыслов о бескамерных покрышках, которые придумывают "теоретики". Обычно бескамерки ругают те, кто никогда их не использовал и знает лишь по наслышке... Ситуацию усугубляет еще и очень малое кол-во информации в интернете. У обывателей сложилось мнение, что бескамерки - это удел профессиональных гонщиков на соревнованиях, где счет идет на граммы и на секунды. А между тем на форуме угрожающе растет кол-во тем вроде "как правильно заклеить камеру" или "где купить нормальные заплатки", люди рассказывают ужасные истории про 15 проколов за сезон...
Важнейшие преимущества бескамерных покрышек:
- Устойчивость к проколам, в т.ч. и порезам типа "змеиный укус"
- Возможность держать низкое давление (1-1,5 атм) для лучшего сцепления
Из недостатков можно отметить разве что чуть больший вес в некоторых случаях и более высокую цену ободов.
Теперь постараюсь развеять самые распространенные заблуждения:
Миф 1. Бескамерные покрышки очень тяжелые.
Это мнение сильно преувеличено. Бескамерная покрышка действительно тяжелее аналогичной модели камерной в среднем на 100-150 гр (в зависимости от производителя). Но в то же время забывают про вес всего колеса в сборе, в котором отсутсвует камера и ободная лента. А тут уже ситуация не такая ужасная, как ее описывают. Рассмотрим на примере:
1 вариант - камерный
Обод DT Swiss XR 4.2d - 400 гр.
Ободная лента - 10 гр.
Камера самая легкая - 90-100 гр.
Покрышка например Schwalbe Racing Ralph 26x2.1 - 460 гр.
2 вариант - бескамерный
Обод Mavic XM 819 disk - 450 гр.
Покрышка Schwalbe Racing Ralph 26x2.1 UST - 590 гр.
Герметик - 50 гр.
Ниппель - 10 гр
В итоге имеем разницу в 140 грамм. Обратите внимание, что тут выбрана суперлегкая камера, которая стоит в 2-3 раза дороже обычной и топовый КК-обод. При использовании камер с киоска на Дружной и более дешевых ободов разницы вообще не будет.
Ну пусть даже 140-150 грамм, много это или мало? Я скажу так - один раз проехавшись по грязи на колесо ее налипнет гораздо больше, чем эта разница. Стоит ли экономить сотню грамм с камерой толщиной как презерватив и считать проколы каждую покатушку, или поставить бескамерку и забыть о всех этих проблемах? Для меня выбор очевиден.
Миф 2. Бескамерные покрышки стравливают воздух и их нужно постоянно подкачивать.
Чистой воды выдумка. Этот миф возник из-за неправильной эксплуатации бескамерных покрышек. Перед установкой обод и покрышки нужно тщательно отмыть от песка и пыли. А снимать только пластиковыми монтажками, никаких отверток.
Миф 3. При повреждении обода бескамерка спуститься.
Тут смотря о каком повреждении идет речь. Сами по себе UST-обода обычно верхнего уровня, используются с хорошими спицами и повредить его не так-то просто (если, конечно, использовать обода соответствующие своему стилю катания). Бескамерки только критично относятся к внутренним повреждениям стенки обода, например при разбортировке отвертками.
Миф 4. В бескамерках быстро растягивается корд и ресурс их небольшой.
Этот перл выдал продавец одного из ведущих веломагазинов Минска. Причем в наличии бескамерок у них нет и судя по всему никогда не было. Думаю, этот миф как и предыдущий также связан с неправильной эксплуатацией, когда покрышки были установлены грязными и нарушилась герметичность.
Миф 5. В случае прокола надо менять покрышку.
Наверное, этот миф придумали люди, которые не слышали о том, что бескамерки нужно использовать с герметиком. В большинстве случаев о мелких проколах или микропроколах вы даже не узнаете, а большие проколы и порезы заклеиваются заплаткой изнутри.
Миф 6. Бескамерку невозможно накачать ручным портативным насосом, нужно возить баллоны с сжиженным газом под давлением.
Не совсем так. Это справедливо только для первоначальной установки покрышки, когда требуется мощный толчок воздуха для посадки корда в пазы. Но и в этом случае обычно достаточно простого напольного насоса. А когда уже покрышка села на свое место - накачать ее можно и портативным насосом. Баллоны с газом - это что-то из мотоциклетной области...
Теперь часто возникающие вопросы. (обновлено 11.11.2008)
Q: Что такое UST?
A. UST (Universal System Tubeless) - это стандарт покрышек и ободов, означающий возможность использования без камеры.
Q: Как это устроено, почему воздух не спускает?
A. Устройство наглядно видно на картинке с сайта Mavic:

UST-обод полностью герметичный, имеет особый профиль с пазами в боковых стенках. Туда плотно входит корд покрышки, под давлением воздуха зажимается и не спускает. Куда вставляются спицы - хорошо видно на рисунке. Ниппель также имеет герметичную конструкцию - вставляется в отверстие изнутри, а снаружи зажимается гайкой особой формы с резиновой прокладкой. Как правило, ниппель разборный (клапан выкручивается) для удобства заливки герметика.
Q: Чем бескамерная покрышка отличается от обычной?
A. Бескамерная имеет более высокий корд специальной формы. Многие марки покрышек известных производителей выпускаются как в обычном, так и UST-варианте. Бескамерные обычно имеют сбоку надпись типа tubeless или UST, либо и то и другое.
Q: Можно ли в бескамерки вставлять камеры?
A. Можно, но смысла в этом мало. Разве что как крайний вариант в случае очень большого прокола или пореза.
Q: Можно ли использовать обычные обода с UST-покрышками без камер?
A. Можно, но только с применением tubeless-комплектов (tubeless kit).
Q: Можно ли на UST-обод ставить обычные камерные покрышки?
A. Можно, но в общем случае только с камерой. У Miколы есть опыт использования обычных покрышек на обычных ободах без камеры с помощью самодельного tubeless-комплекта
Q: Что такое tubeless kit (tubeless conversion kit)?
A. Это набор аксессуаров для превращения обычного обода в UST-совместимый. Наборы могут быть как для конкретных ободов (например, для DT Swiss), так и сторонних производителей (например, NoTubes). В общем случае использование тублесс-комплектов считается менее надежным вариантом, но многие используют их с ободами, у которых нет UST аналогов.
Q: Что такое герметик и зачем он нужен?
A. Герметик (sealant) - вязкая жидкость, что-то вроде жидкого компаунда, которая заливается внутрь бескамерной покрышки. Использовать его не обязательно, но крайне желательно. Т.к. именно герметик обеспечивает одно из важнейших достоинств бескамерок - защиту от проколов. Объем заливаемого внутрь герметика зависит от размера покрышки (от 40 до 100 мл). Герметик со временем теряет свои свойства и раз в полгода-год рекомендуется менять его.
Q: Что делать в случае прокола?
A. При правильной эксплуатации с герметиком проколы в бескамерках бывают очень редко. О мелких и микропроколах вы даже не узнаете - все они будут заклеены герметиком. Даже при более крупных проколах покрышка спускает очень медленно и обычно достаточно капнуть снаружи на место прокола каплю суперклея. При больших проколах и порезах дырки заклеиваются изнутри обычными заплатками. Чтобы не быть голословным, у меня за весь этот год не было ни одного прокола.
Q: Где можно купить в Минске бескамерные покрышки, обода и пр. аксессуары?
A. К сожалению, нигде. Пока еще у нас это считается экзотикой, поэтому купить можно в зарубежных интернет-магазинах или попросить привезти из Москвы/Киева (но выбор там поменьше).
Q: Какие существуют UST-совместимые обода и вилсеты?
A. Большинство вилсетов Mavic, Shimano XT и XTR, обода Mavic XM 819 и EX 823, вилсет Crank Brothers и некоторые другие. DT Swiss не выпускает UST-совместивые обода и вилсеты, но для них есть специальный tubeless-kit.
Q: Какие существуют бескамерные покрышки?
A. Большинство ведущих брэндов выпускает бескамерки - Maxxis, Schwalbe, Michelin, Continental, Kenda, Hutchinson и др.
Q: Существуют ли бескамерные покрышки для шоссейников?
A. Да. Например, Hutchinson Fusion 2 700Cx23 и Hutchinson Atom 700Cx21.
Q: Бывают ли бескамерки складываемые (foldable)?
A. Да, например, ряд моделей Schwalbe и др.
Q: Подойдет ли герметик, применяемый в мотоциклетных или автомобильных покрышках?
A. Возможно, он и будет в некоторой степени выполнять свои функции. Однако, он не рассчитан на велосипедные покрышки - они совсем другой толщины, имеют другое строение, скорость вращения колеса у велосипеда также намного ниже. Поэтому не стоит рассматривать этот вариант.
Q: Каков накат в сравнении с обычными камерными колесами в сухом состоянии (без герметика) и как сильно уменьшается накат после добавления герметика?
A. не вижу объективных причин, почему накат должен измениться. По крайней мере, если разница и будет, то несущественная. Рисунок протектора, давление в покрышках, втулки и т.д. в гораздо большей степени влияют на накат.
В сухом состоянии я не ездила, но некоторые ездят и наливают герметик уже после прокола. Сам герметик достаточно жидкий и во время езды равномерно растекается по всей покрышке, так что можно считать его дополнительным жидким слоем покрышки.
Q: хотелось бы узнать наскоко реально накачать с НУЛЯ колесо портативным насосегом. Дело, как говорится, принципа - можно или нет.
A. Если покрышка совершенно новая - скорее всего, не удастся. А если она уже стояла на ободе - можно попробовать, если разбортировать только одну сторону.
Q: В основные характеристики также входит и цена.
На сколько дороже колесо при использовании бескамерной покрышки?
A. Сравним описанные выше колеса, для ориентировки цены взяты с starbike.com:
1 вариант - камерный
Обод DT Swiss XR 4.2d - 48 евро
Камера самая легкая - пусть 10 евро
Покрышка Schwalbe Racing Ralph 26x2.1 - 29 евро
2 вариант - бескамерный
Обод Mavic XM 819 disk - 63 евро
Покрышка Schwalbe Racing Ralph 26x2.1 UST - 34 евро
Герметик - 7,5 евро 100 мл, значит на 1 колесо 3,7 евро
Бескамерный вариант получился дороже на 14 евро. Коэффициент пересчета на $ в РБ можно узнать у fekdas (и купить, кстати, тоже ) В зависимости от обода, типа покрышки, камеры, разница может колебаться от 15 до 25 $ за колесо.
Q: хотелось бы знать, какой у автора опыт использования бескамерной резины (продолжительность, марки ободов и резины).
A. обода Mavic XM819 disk, резина Hutchinson Piranha Airlight 26x2.0 UST, герметик Slime.
Используются с начала 2008 года, некоторое время с камерами, пробег около 3000 км из них полностью tubeless примерно 2500. Прокола не было ни одного, ездили в самых разных условиях, неоднократно приходилось проезжать по битому стеклу. Хотя вполне допускаю, что микропроколы были, но благодаря герметику они себя так и не проявили.
[/spoiler]
ИМХО, бескамерки актуальны людям, кто катает на одном виде протектора весь год. Если вам требуется слик для города, полуслик для шоссе и агрессивная резина для говен, то выбор скорее падёт на классические колёса...