Полное ТО для вилки (на примере RockShox BoXXer Race)

Статьи, посвящённые ремонту, модернизации и эксплуатации велокомпонентов, а так же обзоры качества и особенности их работы.
Модераторы: KoNA, Bio, Solid

Сообщениеssp » 02.03.2008, 05:12


Итак... BoXXeR Race - классика жанра, самая долгоиграющяя серийная (с 1996 года) ДХ вилка с практически не меняющейся с тех пор начинкой, относительно легкая (примерно 3150гр с маслом), недорогая и надежная из-за своей простоты, при этом отлично обрабатывающая "мелочь". Для жесткого фрирайда предназначена мало, 32мм ноги и "пластилиновая" начинка - тому подтверждение. Тем не менее, разработанная для гонок ДХ по подготовленным трассам - остаётся лучшей в бюджетной нише . Ход - классические 8 дюймов (203мм). Модель 2005 года, о которой и пойдет речь, имеет внешней только регулировку отскока, "изнутри" можно изменить компрессию по всему ходу (скорость сжатия) установкой дополнительных колец. Этим также может компенсироваться усадка пружин со временем.
Принцип работы и устройство данной вилки аналогично всем пружинно-маслянным вилкам среднего уровня, поэтому считаю материал полезным не только для ее владельцев, коих в городе сейчас всего три (моя в Петрозаводске :))
зы: основные необходимые понятия и названия были описаны в теоретической статье
Начинать практическое знакомство с вилками необходимо начинать именно с нее, но не наоборот :) Ну а данная статья по-возможности будет практической. Выкладываю схему с ее юзерс-мануала (скачать его можно тут)
Кроме самой схемы, нужного для ТО вы там ничего не найдете, это именно инструкция пользователя, а не сервисгайд.

Изображение
Изображение

Снимаем одну из фиксирующих пружину крышек (Top Cap) рожковым ключом на 24мм:

Изображение

Под крышками можно обнаружить проставочные кольца. Их тоже нужно снять. Осторожно наклоняем вилку и сливаем масло в приготовленную емкость, попутно удивляясь цвету масла :)

Изображение

Будьте готовы подхватить вываливающуюся верхнюю стойку пружины, а также саму пружину и нижнюю стойку в такой последовательности, в которой они приведены здесь:

Изображение

Держим вилку перевернутой минуту-две, затем переворачиваем обратно и повторяем все операции со второй ногой. На этот раз желательно использовать какой-нибудь широкий поддончик типа одноразовой посуды. В перевернутом состоянии оставляем вилку в поддоне на полчаса-часик. За это время из ног стечет максимум, облегчив и без того грязную дальнейшую часть ТО. Вот таким становится прозрачное масло за полгода использования (кстати стакан изначально должен быть почти полным (5мм от края), отсутствующее кол-во - потеря на смазку внешних частей ног:

Изображение

В нижней части штанов находятся два винта-шестигранника - один полый со сквозным отверстием под 2.5мм шестигранник регулировки отскока, второй - обычный. Поочередно откручиваем их примерно на 2/3 от маскималки. Берем средний молоток, легонько выбиваем прикипевшие изнутри к ногам штоки, крепящиеся этими винтами.

Изображение

Стучать нужно до момента, пока винт не провалится до шляпки, и начинка не повиснет на нем. Это самый легкий и безопасный путь ее вынуть. Следом полностью выкручиваем оба винта. Взору предстает такая картина (моя собственная левая нога (заметьте, личная! :gigi:) и левая нога с картриджем отскока и винтом регулировки на 2.5мм):

Изображение

Берем рукой за нижнюю корону (Lower Crown), другой - за гориллу на штанах. Сильно тянем их друг от друга в разные стороны (противоположно сжатию). Штаны должны плавно соскочить с сальников. Вот что остается в руке :)

Изображение

В левой ноге использован стандартный картриджу НС-2. Там же на штоке видны два шлюза, регулируемые тем самым пластиковым винтом отскока. Это и есть картридж отскока (Rebound Damper). Нерегулируемый шток обычно называют Neutral Shaft.

Изображение

Оба штока без проблем вынимаются переворачиванием вилки. На них могут болтаться спейсеры (All Travel Spacer), поскольку '05 серия была последне, в которой можно было варьировать вручную рабочий ход с 7 до 8 дюмов. Спейсеры на штоке - ход 7". Переставив их в компанию к проставкам под крышками Top Cap - заодно получаем 203мм активного хода (это к вопросу об изменении хода, коли вилка попадет к вам новой или не "тюнингованной")

Изображение

А вот и сам картридж HC-2 (справа), работа которого, несмотря на простоту, восхищает юзеров уже 12 лет.

Изображение

Между витками пружины (Topout Spring) на полом штоке можно разглядеть еще один игольчатый шлюз "дверцу" (damper window), который можно закрыть полностью. Делать этого конечно же не стоит :), а вот выставить принудительно более медленный (относительно штатного полностью открытого состояния) отскок - вполне можно. Однако... на вилках серии 03-04 в сервисгайдах встречалось такое: "Inspect the rebound damper adjuster window for proper function with the rebound adjuster or 3mm hex key. The window should open and close smoothly". В случае же неравномерного движения "окна" расточительные американцы предлагают радикально менять весь HC-2. У меня вывод один - видимо раньше его совмещали с фигурной заслонкой, стоящей внутри шлюза (как у вилки 2005 серии). Тоесть тогда при регулировке отскока одновременно и соосно основной фигурной заслонке регулировался просвет верхнего окна демпфера, а позже регулировки сделали независимыми. Напоминает бюджетные модели аммортизаторов с урезанными в возможности некоторых ручных настроек (предустановленными с завода). В features на такие девайсы опция помечаются "factory tuned". Ладно, теперь к теме:
Впринципе на этом разборку можно и прекращать, т.к. все дальнейшие операции попахивают фанатизмом :-D (в моей вилке заводской стружки на дне не было). Осторожно, чтобы не полетела в глаз :), снимаем фиксирующую распорную шайбу (o-ring или glide ring). Пинцет нам тут не поможет, спасут только пассатижи с тонкими концами - очень жесткая!).

Изображение

Вынимаем весь Topout Assembly c правой...

Изображение

...и левой ноги (аккуратнее с шайбами (damper piston), одна из них пружинная (распорная)).

Изображение

Тщательно протираем все потроха разобранной вилки от прежнего масла и прочей грязи чистыми х/б тряпками (можно и грязными, но шлюз изнутри потом может и подзасорится :)).
Так выглядит "нижняя" часть потрохов вилки в той последовательности, в которой она в ней установлена:

Изображение

Вот теперь все. Остается важная мелочь - протирка очень чистой х/б рабочей поверхности сальников. Буржуи рекомендуют для протирки изопропиловый спирт в виде спрея. Для удобства вынимаем пружинные кольца сальников и тщательно протираем все его части (wiper seal и oil seal). Один нюанс - внутри сальников есть кольцевая полость с густой заводской смазкой (видно на втором сверху рисунке). Эта смазка может быть грязной, или ее вообще может не быть :) (выработалась со временем). После чистки полости туда затрамобывается аналогичная густая смазка, но не агрессивная к сальникам! Использованиие "силиконки" в данном случае неоправдано, т.к. она быстро рассосётся из-за своей текучести.

Изображение
Изображение

И наконец - самое приятное :) собираем обратно все потроха, вставляем стойки, пружины, проставки, оставив незакрученными только верхние крышки.
Для замены масла используем плотность от 5 до 10W. Причем для зимы, даже южной, 10 - уже много. Летом - нормально. Вилка, залитая "пятеркой", летом будет слишком резвой и предельно сократит диапазон регулировок отскока, поэтому подойдет только для холодной погоды. Оптимально, как и в вилках Marzocchi - 7.5 (круглогодично для Кубани). Проверено на себе за сезон использования.
Заливаем в каждую ногу по 190мл масла, для зимы - рекомендованное производителем 5W (бутылка справа)

Изображение

для остальных времен года - 7.5. Например вот такое и вот столько:

Изображение
Изображение

Не забываем про объем стаканчика 200мл, и проблем с дозированием не возникнет (на верхнем фото его немного больше, примерно 195мл, столько я и заливал всегда при ТО)

Все фото были сделаны 1/10/07 во время предпродажной подготовки. Рекомендую проводить такое ТО дважды за сезон использования, если качественная работа вилки вам действительно важна. Четкая и плавная работа полностью зависит от качества и чистоты масла, а проблему с его недостатком (потерей) глазом не увидеть, а вот в важный момент его нехватка может привести к пробиву (вилки) и падению (вашему :)).
Причина БАНа: и на этом форуме ты показал себя полным...
Аватара пользователя
ssp
Забанен
Пока не проявил себя


Сообщениеssp » 02.03.2008, 05:28


Чуть не забыл, тут как обычно и очень серьезно - все права защищены, да! \m/
ни одна нога или рука из представленных на фотографиях за время фотосессии не пострадали, поскольку одна фотографировала другую :friends:
Руки, так держать!!! :drag:
Причина БАНа: и на этом форуме ты показал себя полным...
Аватара пользователя
ssp
Забанен
Пока не проявил себя


СообщениеAHTEPO » 02.03.2008, 16:28


:goodpost:
Изображение
Аватара пользователя
AHTEPO
Основатель
Альфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самецАльфа самец
Орден основателя ВелоКубани (1) Орден спонсора ВелоКубани (1) Орден за большой вклад I ст. (1) Орден за большой вклад II ст. (1) Орден за большой вклад III ст. (1) Золотой крест Велокубани (1)
Медаль "Велотуриста" (1) Медаль "Велоразведчика" (1)


СообщениеPetrovi4 » 02.03.2008, 19:52


Клацно, Степ, отписал. Все по полочкам разложил... :thumbsup: А время не засекал на сборку-разборку ;-)
Dreams do come true ( NWD 8 )

Я в контакте)
Аватара пользователя
Petrovi4
Пока не проявил себя


Сообщениеssp » 04.03.2008, 14:44


если серьезно - не считая времени на стекания масла, самой работы там всего на 20-30 минут (в зависимости от полноты проводимого ТО)
главное как обычно - только собраться силами и сделать :)
Причина БАНа: и на этом форуме ты показал себя полным...
Аватара пользователя
ssp
Забанен
Пока не проявил себя


Немного статистики

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1