5 дней из жизни ростовских Йети…
Пролог.
24 июня 2010 г. в 16:15 (МСК) на интернет-ресурсе
http://www.velorostov.ru Ковалевым Артемом Владимировичем была создана тема «16-18 июля 2010 г. Трейл-райд тур «Красная поляна – Псебай»» (ссылка:
http://velorostov.ru/forum/viewtopic.php?t=10680), согласно которой все желающие приглашаются принять участие в велопоходе на коммерческой основе.
Воодушевленные редкой возможностью насладиться 3-х дневным спуском с организованным кемпинговым и транспортным сопровождением в течение прохождения маршрута Гвоздев В.А. и Рассказова Т.Г. прошли все стадии регистрации участника.
Итак, 15.06.2010 наступила долгожданная поездка из Ростова-на-Дону в Краснодар с последующим присоединением к группе и выездом в Красную Поляну.
День Первый, 16 июля 2010 г.
Утром 16.07.2010 в составе группы были доставлены в Красную Поляну, где перегрузились на ГАЗ-66 и были подняты почти на самый перевал Аишха. Личные вещи участников за исключением необходимых для движения по маршруту и обеспечения безопасности должен был принять шерп с лошадью, выступающей в качестве транспортного средства.
Сразу необходимо пояснить, что в составе снаряжения мы имели по 2 рюкзака на человека: первый для транспортировки личных вещей на лошади (объем до 60-70 л), второй для движения с велосипедом по маршруту (объем до 25 л). После комплектования малых рюкзаков все оставшиеся вещи были сложены в рюкзаки «для лошади». Состав и количество снаряжения были нами собраны согласно рекомендуемому списку в упомянутой выше теме (ссылка), подробное описание приведено ниже.
Mammut Travers 65 – 2600 г – Гвоздев, транспортировка на лошади
2 миски+2кружки – 660 г
Тормоз juicy 5 – 420 г
2 баллона газа - 440 г
Горелка – 520 г
Спальник – 900 г
2 обеда – 2000 г
Свитер – 650 г
Носки и нижнее белье (3 смены) – 600 г
Кареточный ключ – 300 г
Подушка – 190 г
Шапка – 130 г
Съемник шатунов – 150 г
Лошадь складная малогабаритная (ЛСМ)- 3500 г
Расческа – 100 г
Камера dh - 460 г
Аэрозоль–смазка - 150 г
Консистентная смазка – 90 г
Скотч армированный -120 г
Насос ВД – 350 г
Цепная пила – 400 г
Коньяк (на случай переохлаждения) – 550 г
Веревка с карабином – 700 г
Суммарный вес рюкзака* – 12480 г
Karrimor Panter 55 – 2200 г - Рассказова, транспортировка на лошади
Спальник – 900 г
Свитер – 450 г
Носки и нижнее белье (3 смены) – 600 г
Подушка – 190 г
Куртка – 750 г
Шапка – 120 г
Штаны х/б – 350 г
Полотенце – 250 г
Вилки, ложки 2 компл – 100 г
Каши – 1200 г
Орехи, хлебцы, конфеты, соль – 350 г
Мыло, щетка, паста – 180 г
Суммарный вес рюкзака – 7640 г
Mammut Progress 25 – 1350 г - Гвоздев, рюкзак для катания
Штормовая одежда – 450 г
Термобелье – 300 г
Бутылка воды – 550 г
Велоаптечка, насос, ключ 15, камера тонкая – 2600 г
Сандалии 2 пары – 1150 г
Фонарь экспедиционный – 640 г
Фонарь малый с креплением на велосипед – 300 г
Нейлоновые стяжки 15 шт – 0 г
Нож-мультитул – 140 г
Москитол – 150 г
Документы, батарейки, ракетница с зарядами, охотничьи спички, сухое горючее, телефон, рация организаторская, рация резервная – 1100 г
Суммарный вес рюкзака – 8730 г
Karrimor Airspace 18 – 900 г – Рассказова, рюкзак для катания
Аптечка человеческая – 950 г
Обед – 1000 г
Бутылка воды – 650 г
Документы, батарейки, ракетница с зарядами, охотничьи спички, сухое горючее, телефон, рация резервная – 900 г
Штормовая одежда – 550 г
Термобелье – 300 г
Фонарь налобный – 320 г
Фонарь малый с креплением на велосипед – 270 г
Москитол – 150 г
Фотоаппарат + батарейки- 450 г
Суммарный вес рюкзака – 6440 г
Общий вес снаряжения – 35290 г + 2 термоковрика 640 г
*вес без учета ЛСМ
Комплект защиты: голень, колено, шорты, локти, панцирь, шлем фф, маска, перчатки.
Вес защиты Гвоздев – 5700 г (тяжелее шлем, раздельные голень-колено)
Вес защиты Рассказова – 5200 г
Вес велосипеда Гвоздев – 19700 г
Вес велосипеда Рассказова – 17500 г
После объявления готовности начать движение по маршруту, руководителем группы Ковалевым А.В. было сообщено, что на лошадь принимается не более 2 кг вещей от каждого участника, таким образом, вес нашего снаряжения не попадал в отведенные рамки, в связи с чем, было рекомендовано оставить часть груза в машине сопровождения (доставки к месту маршрута) для отправки вниз с последующем возвратом после прохождения маршрута. После уточнения руководителем группы состава снаряжения нами были «спущены вниз» комплект посуды на 2 персоны FreeTime вес около 2 кг, полотенце, джинсы. Также в целях уменьшения веса груза, перевозимого лошадью, был отстегнут и «спущен вниз» поясной ремень от рюкзака Mammut Travers (что являлось довольно логичным – зачем лошади поясной ремень??), однако впоследствии привело к крайне избыточной нагрузке и неудобству при прохождении маршрута с данным рюкзаком. После данных мероприятий машина сопровождения уехала, а мы столкнулись с сильным нежеланием хозяина лошади принять вещи, тем более в рюкзаках (сначала основываясь на неудобном креплении их на лошадь, затем отказ вообще принимать какой-либо груз, т.к. на лошадь и без этого очень много нагрузили). Руководителем группы было принято решение, согласно которому рюкзаки меньшего объема освобождались от вещей полностью и передавались для транспортировки одному из участников группы – он имел рюкзак небольшого объема, который положил один в один в наши и начал движение по маршруту (спасибо данному участнику за содействие), также Ковалев А.В. пообещал, что данное неудобство исчерпается после уменьшения поклажи лошади после ужина и завтрака на следующий день путем погрузки на лошадь наших личных вещей.
Итак, мы начали движение с рюкзаками большого веса (Гвоздев - 21 кг, Рассказова - 14 кг), полностью облаченные защитой (разумнее ее одеть, чем тащить на спине – имея довольно большой опыт катания фрирайда в Геленджике, мы знаем, что такое защита и зачем она нужна) и без поясного ремня. Также следует отметить, что 16.07.2010 на лошади практически не было ни одной нашей вещи (исключение – 2 термоковрика Mammut Rib Light, общим весом 640 гр).
После преодоления половины подъема, нам стало очевидна вся тяжесть данного занятия и веса – идти вместе с рюкзаком и велосипедом было просто невыносимо тяжело, продвижение было буквально по 10 метров с последующим «переводом духа». Примерно в то же время вещи с лошади периодически падали, развязавшись на ней, хозяин лошади то и дело вызывал по рации организатора для их перевязки, таким образом, мы были «в центре» его внимания, что привело к оказанию помощи нам в преодолении данного подъема, мы крайне благодарны за это. За все это время мы существенно отстали от основной группы, которая поднявшись на перевал, осуществила привал с обедом и выдвинулась дальше. На перевале лошадь была очень талантливо «запакована» - вещи в этот день больше не развязывались ни разу. Нам сказали, что дальше будет только спуск и все покинули перевал. Ожидания от спуска оправдались – на фоне чудесной природы заповедника была замысловатая тропа с водой, корнями, камнями, кушерями, которые пролетались на одном дыхании, особое удовольствие получили от того, что тропу раньше не видели, каждый ее излом был неожиданным – жаль только большой вес рюкзака с отсутствующим поясом не позволял двигаться настолько быстро и технично, насколько этого хотелось.
Особо запомнилась переправа через реку с водопадом, на нее ушло около 1,5 часов. Во-первых, не было обозначено место переправы (отсутствовал замыкающий группы, руководитель по рации не смог точно указать брод), во-вторых, был получен отказ в отправке человека для указания места брода. Незадолго до наступления темноты мы осуществили переход реки (время до этого мы непрерывно искали место и способ), в то же время подоспела помощь в составе 3 человек, были забраны велосипеды и 1 рюкзак, нас проводили в лагерь, за что мы очень признательны. Также благодарим за оставленный и разогретый добрым человеком ужин, а также за предоставленные койко-места в палатке организаторов, т.к. своей мы не имеем.
День Второй, 17 июля 2010 г.
День начался замечательно, с вкуснейшего завтрака в дружелюбной компании. Как и обещалось, была сделана попытка погрузить наши рюкзаки на многострадальческую(но очень умную с самонадувающимся пузом) лошадь. Несколько часов мы двигались по маршруту в своё удовольствие примерно в том же темпе, что и остальные участники группы, чтобы в этот день не придти в базовый лагерь так поздно. Через пару часов мы все же поняли, что сноровки и выносливости для движения вверх у нас все-таки недостаточно, решили идти немного медленнее, но с твердым решением придти в лагерь до лошади, ну или на худой конец вместе с ней. Примерно в это же время практически вся группа была впереди нас, лошадь была позади, между ней и нами было только 2 человека – Сумины Сергей и Илья, которые к этому времени уже успели вернуться к лошади и в очередной раз перевязать упавшие с нее вещи.
Спустя еще некоторое время погонщик лошади сообщил, что вещи опять упали и акцентировал внимание на том, что упали они по вине рюкзака с нашими вещами, сказал, что его необходимо забрать.
Есть еще один факт: Ковалев А.В. перегнал нас на Безымянке с рюкзаком Татьяны, в котором были сложены общественные вещи (все свои мы сложили утром в мой, Татьянин отдали под общественные вещи). Однако не решусь утверждать, когда Ковалев его забрал с лошади, возможно вещи с лошади падали не один раз или еще что-нибудь – мы при этом не присутствовали, хронология событий составлена из обрывков переговоров по рации.
Продолжим дальше. Суминым пришлось еще раз вернуться к лошади, перевязать тюки, снять мой рюкзак. Одновременно с этим была достигнута договоренность о продолжении Татьяной движения вперед по маршруту с последующим ее сопровождением Сумиными, я должен был оставить велосипед и рюкзак в лесу там, где был, и выдвинуться в обратном направлении навстречу Суминым для приема своего рюкзака, которые, связавшись со мною по рации предложили мне остаться на половине пути и подождать их с рюкзаком, я с радостью согласился. После приема рюкзака я пошел по маршруту к месту, где оставил велосипед и малый рюкзак. Так как идти с рюкзаком получается быстрее, чем с ним же и велосипедом, я догнал Суминых, немного пройдя вместе мы достигли того места, где я оставил свои вещи. С этого момента мне пришлось бы передвигаться с велосипедом и 2 рюкзаками (малый 7-8 кг, большой 25-27). Войдя в мое положение, Сергей Сумин надел на себя свой рюкзак и рюкзак Ильи, и продолжил маршрут, догоняя Татьяну. Мы с Ильей продолжили движение с 2 моими рюкзаками, Илья в основном шел с большим за редким исключением, когда был спуск, и я принимал у него рюкзак и мог ехать вниз (я пытался делать это как можно чаще, мне было стыдно, что из-за меня простые участники группы вынуждены были не получать удовольствие от велосипеда, а тащить чьи-то вещи), но когда дело касалось подъема – тут все, я останавливался буквально каждые 100 метров, чем очень тормозил и нервировал Илью, но благодаря нему я все-таки поднимался и продолжал маршрут. Спустя примерно полтора-два часа движения в этом режиме мы получили сообщение от погонщика лошади, сообщалось, что они достигли каменного участка, и что конь отказывается переходить его, предлагалось вернуться, снять все вещи с лошади, перевести ее через камни, снова все погрузить. Теперь вопрос: чьими силами это должно было делаться? Погонщик наотрез отказывался и вчера это делать, Сумины, неоднократно возвращавшиеся к лошади и уже успевшие потерять дюжину времени, я – со своими возможностями и любовью к подъемам, может Татьяна? Решили спросить руководителя группы, но он был в недосягаемости, Сергей Сумин двигался быстрее нас, поэтому решено было двигаться дальше до связи с руководителем. К моменту, когда связь была установлена, от погонщика поступила информация, что лошадь дальше не пойдет вообще, даже если ее перевести через камни. Руководитель неоднократно акцентировал наше внимание на том, что он и группа уже так далеко, что мы себе, и представить не можем, также им был взят тайм-аут на решение этого вопроса. Мы продолжали движение, решение, хотя и было не столь скорым, крайне удивило: было предложено вернуться к лошади (на этот момент находившейся примерно в 6-7 км от нас, ближе не было никого) и оставить мой рюкзак, поменяв его на более актуальный для всей группы, в связи с приближением темноты, рюкзак с общественными вещами. Перефразируем: сходить туда-сюда с рюкзаком в 25 кг и взять столько же, а лучше больше, захватив хотя бы что-то из тента, термоковров и т.д. Данная постановка вопроса была немного неуместна, о месте нахождения руководителя на тот момент я не могу судить адекватно, но возможно он вместе с группой уже находился либо в лагере, либо недалеко от него, только таким местоположением можно объяснить данное решение. В ответном сеансе радиосвязи руководителю было предложено вместе с несколькими участниками группы выйти в обратном направлении для забора всех вещей и транспортировке их в лагерь. Именно с этим спасательным отрядом мы встретились недалеко от речки, название не помню, течет уже внутри пологого леса. Мой большой рюкзак был опустошен, т.к. в него можно было загрузить больше полезного груза, чем в рюкзак Ковалева. Остатки вещей были разобраны мною, Сумиными, еще одним участником группы, четвертый человек из отряда принял нагруженный моими вещами рюкзак Ковалева, и на моем велосипеде начал движение в лагерь, Ковалев и Алексей на велосипедах Суминых начали движение к лошади. Позже еще 2 человека выехали из лагеря на велосипедах в сторону лошади. Сразу прошу прощения за безличную форму изложения – мы настолько мало проводили времени с участниками группы, что просто не запомнили всех, фактическое общение было за ужином-завтраком и все. По приходу в лагерь нами были извлечены каши, предложены к употреблению, пока не подоспеют ребята, но к сожалению никто не захотел, дружно пили чай и дожидались тента, палаток, термоковров, еды и т.д. Примерно к полуночи пришли ребята с грузом – скажем сразу, такой физической подготовки мы не видели – пройти весь маршрут, вернуться почти на 80% его назад, взять груз (у Алексея кажется было 40 кг) и по темноте вернуться обратно в лагерь – казалось просто невозможным, вероятно опыт был в этом вопросе решающим фактором. После позднего ужина легли спать где-то в 2 часа ночи.
Отдельно хотим отметить, что наши вещи в этот день лошадь везла не более 2-3 часов, в остальное время они кочевали в основном на Суминых. Сергей и Илья, выражаем Вам признательность, уважение и просим прощения за доставленные неудобства.
День Третий, 18 июля 2010 г – 20 июля 2010 г (за весь период не более 4-х часов сна)
Подъем 7:30, завтрак, сборы, начало движения приблизительно в 9:30. Так как вчера мы всей группой «потеряли» лошадь, то стало вполне очевидным, что вещи более нести некому. Попытки организаторов найти замену не увенчались успехом, руководителем группы было предложено оставить второстепенные вещи на кордоне «Умпырь» и забрать их на следующей неделе после прохождения маршрута второй группой. В связи с тем, что через 2-3 дня после предполагаемого нашего возвращения в Ростов-на-Дону мы планировали совершить аналогичный тур, оставить свои вещи на столь длительный срок мы не могли – многие вещи имеем в единственном экземпляре. Для уменьшения общего веса на стоянке были оставлены каши, т.к. к вечеру мы должны были выехать всей группой в Краснодар. Примерный вес по рюкзакам составил: Гвоздев – 20 кг, Рассказова – 13 кг. После 2 часов пути стало понятно, что двигаться одновременно с велосипедом и рюкзаком очень трудно, было принято решение перемещаться челночным типом – сначала рюкзак, потом возвращение за велосипедом, или наоборот, кому как нравится. Расстояние между кордоном «Умпырь» и «3-ей ротой» - 13 км, за час пути нами было преодолено не более 2,5 км (сугубо по личным ощущениям), таким образом, оставалось еще как минимум 10 км, при челночном способе передвижения эта цифра увеличилась до 30 км, общий набор высоты на маршруте вырос в 1,5 раза. Около 12 часов дня нас перегнали последние участники группы, в том числе Ковалев. Опять возникла ситуация повторяющая первые два дня – отсутствие замыкающих из состава организаторов. Еще через час нас догнал новый погонщик с лошадью, впоследствии оказавшийся инспектором одного из кордонов. На просьбу принять хоть какое-либо количество груза нами был получен отказ – лошадь была перегружена (допустимая нагрузка – 50-60 кг, егерь должен иметь возможность ехать на лошади, груз должен быть не объемный – это объясняется опасностью падения лошади с тропы из-за цепляния груза за деревья и прочее). На самом деле груз был объемный (в том числе из-за термоковров участников группы, наши были у нас с собой), занимал все пространство над лошадью, егерь шел пешком. После этого мы остались на тропе одни, у нас была организаторская рация, но на связь с нами никто не выходил, мы не знали о договоренности с кордоном о выделении егеря с лошадью. Мы продолжали путь.
Наступление темноты застало нас примерно в 6 км от кордона «3-я рота», ориентиром послужила табличка о 7 км до ночлега (кордона «Умпырь», с которого мы начали движение). Дальнейшее продвижение по маршруту было возможным благодаря наличию фонарей и запасным элементам их питания из состава личного снаряжения. Около 23:00 начался проливной дождь, сопровождающийся падением температуры до 6-8 градусов, спустя 2 часа вся одежда была полностью мокрой, тента, палатки, либо иного укрытия от стихии мы не имели, также уже не представляли, сколько осталось до кордона. Еще утром мы слышали, что где-то по маршруту придется переправляться вброд, и так как до этого времени этого не произошло, то была полная уверенность в том, что это еще предстоит сделать. После такого продолжительного пути, ночью, в реке с сильным течением это вызывало определенное беспокойство. Особо следует отметить, что за весь день пути с нами так никто и не связался по рации, было ощущение, что либо про нас забыли, либо не хотели вспоминать. Дождь прекратился около 3 часов ночи 19.07.2010 г., однако при пониженной температуре, в полностью мокрых вещах и раскисшей тропе (ноги иногда проваливались на 20 см) возникал логичный вопрос – почему никто нас не ищет? Ответ на данный вопрос мы узнали позже, когда на транспорте кордона нас вывезли на кордон «Черноречье». До кордона «3-я рота» мы добрались примерно в 4:30 утра, были встречены группой туристов, ведущих группу детей, их пришлось поднять в столь ранний час, чтобы узнать, где находится кордон. Особая благодарность этим людям за незамедлительно приготовленный чай, обогрев костром, сопровождение до кордона.
Примерно в 8:30 на ГАЗ-66 мы были доставлены на кордон «Черноречье», с нами в кузове ехали вещи группы, которые перевозила лошадь егерей. Там же мы получили ответ на вопрос, который мучил нас все время после наступления темноты. Прочитав объяснительную Ковалева А.В., написанную им 18.07.2010 в 22:50 относительно отсутствия в возглавляемой им группе 2 человек, мы узнали про себя много нового, о чем даже не могли догадаться. Было указано следующее: мы неадекватны на протяжении всего маршрута, не выполняем требования руководителя группы, имели твердое намерение остаться на маршруте на неделю (этим, в том числе объяснялся большой вес снаряжения), имели в составе снаряжения палатку и вероятно с наступлением темноты прекратили движение по маршруту с организацией ночлега. Об отсутствии у нас палатки Ковалев А.В. был информирован в первый день маршрута, а также имел возможность убедиться в этом, основываясь на следующих фактах: первую ночь мы спали в трехместной организаторской палатке (зачем имея свою лишать кого-либо койко-мест в организаторской?), вторую ночь мы спали под тентом со всей группой (опять неувязка), на второй день, когда освобождался мой большой рюкзак, некоторые участники группы, в том числе и руководитель, убедились в отсутствии палатки в составе нашего снаряжения.
Также на кордоне, нам передали послание руководителя, согласно которому мы имеем возможность самостоятельно организовать свое возвращение в точку начала маршрута с этого кордона в г. Краснодар, где было оставлено наше транспортное средство (конкретно: пусть добираются до дома, как хотят).
На кордоне «Черноречье» мною была написана объяснительная относительно нарушения сроков нашего пребывания на территории заповедника, также было указано мнение об умышленном предоставлении ложной информации государственным инспекторам Ковалевым А.В. относительно состава нашего снаряжения, изложенной им в объяснительной записке. Далее мы были доставлены в Псебай за свой счет, так как передвигаться своими силами не могли в силу тяжелого состояния примерно в 14:00 19.07.2010 г. Старший государственный инспектор Буглаков В.Н. после общения с нами связался с Ковалевым А.В., результатом стал приезд Мудрого Павла на личном автомобиле, после погрузки вещей группы на кордоне «Черноречье» он приехал за нами примерно в 21:00. Следует отметить, что последний раз мы спали с 2:00 по 7:30 18.07.2010 г. Примерно в час ночи 20.07.2010 мы были доставлены в г. Краснодар, где встретились с Ковалевым А.В., на просьбу объяснения своих действий был получен категорический отказ в грубой форме от какого-либо диалога с нами. Мы погрузили свои вещи в машину, выехали в Ростов-на-Дону. На момент нашего возвращения в родной город мы с 7:30 18.07.2010 спали всего 4 часа, из них 1,5 отрывками в машине Павла, остальное на трассе.
На данный момент мы почти выспались, собираемся поставить свечи за здравие.
Отдельное СПАСИБО адресуем всем, кто на протяжении этих дней относился к нам с пониманием и протягивал руку помощи, также пользователю Aluha за воздержание от исполнения угроз, опубликованных в сообщении от 20 июля 2010 г в 11:41на интернет-ресурсе
http://www.velokuban.ru, скриншоты есть.