«Утро понедельника началось, как всегда, неожиданно – после вечера пятницы.» (с)
Я живу в удивительном городе…
Я знаю много удивительных людей…
Я, как и они, живу удивительной жизнью…
Радость познается в удивлении, а не в запоминании…
Сбор всех участников похода был назначен на 2-25 ночи, это где-то между пятницей и субботой. Из тех, кто читает этот отчет, наверняка каждый испытывал то восторженное чувство, когда при въезде на вокзал видишь пеструю группу с велосипедами и понимаешь, что это - СВОИ, хотя зачастую не знаешь по именам и половины.
Вход в настроение турпохода мы начали с развеселой погрузки велосипедов в электричку. Потом разложили между велосипедами желающих поспать. А между велосипедами и желающими поспать мы расстелили пенки и расположились сами – с гитарой, музыкальными погремушками и почти ангельскими голосами.
Новороссийск нас встретил теплым и красочным рассветом, обещающим ла.а.а.а.асковый, но сильный встречный ветер.
Обещание город-герой сдержал. При движении в сторону Кабардинки в голове навязчиво крутилась фраза из анекдота: « и си.и.и.ильный и мо.о.о.ощный, но легкий.» Ты крутишь-крутишь-крутишь, а горы делают выдох (ветер был с гор) и ты понимаешь, что «педалишь» на месте. Интереснее всех, на этом участке маршрута, пришлось Socolish`у с повязанной поверх рюкзака гитарой: ветер настойчиво хотел научить его летать за ограждением дороги.
Т.к. меню было заранее составлено нашим заботливым руководителем, в Кабардинке было централизованно закуплено продовольствие. Раскидав провизию по мужским рюкзакам, мы двинули на пляж где быстренько и дружно съели «домашние заготовки». После, традиционно отметились у памятника жертвам гибели теплохода «Адмирал Нахимов». Я немного внимания уделю этому, т.к. на площадке у памятника выяснилось, что почти для всех участников похода, этот памятник – это просто место с красивым видом на море.
31 августа 1986 года в 23.12 на выходе из Цемесской бухты в районе мыса Дооб, пассажирский пароход "Адмирал Нахимов", выполнявший регулярный рейс по Крымско-Кавказской линии из Одессы в Батуми, столкнулся с балкером "Петр Васильев". Пароход продержался на плаву несколько минут, и с большим креном затонул на глубине 45 м. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибло 423. Памятный всем "Титаник" после столкновения с айсбергом держался на плаву около трех часов. "Адмирал Нахимов" дал людям всего только семь минут.
Была прекрасная летняя ночь, теплая вода, никто не мог замерзнуть, но большинство погибших просто не успели выбраться из внутренних помещений лайнера и ушли на дно вместе с ним.
Я не буду приводить здесь описания катастрофы, спасательных операций, истории судов и прочих подробностей, кого эта тема не оставит равнодушным, сам сможет выяснить подробности.
Через год после этих событий на мысе Дооб был сооружен памятник - семь стальных труб, на которых закреплена мемориальная доска и часы, навсегда остановившиеся на роковых минутах, когда пароход ушел на дно Черного моря. Основание памятника - символическая волна, несущая доски с именами погибших. Когда бы мы не приезжали, здесь всегда много цветов. Памятник стоит на площадке мыса, примерно в 70 метрах над уровнем моря. В хорошую погоду, если нет тумана, видна черная точка. Это буй, который обозначает место, где под волнами лежит "Адмирал Нахимов".
Мыс Дооб назван так по имени горы Дооб (452 м), северная сторона которой уходит в море. С северной стороны горы расположена Кабардинка, с южной стороны Геленджик. Морской бриз нас баловал, делая подъем просто не сложным приключением. А уж какой стимул – знать, что маршрут НА МОРЕ, и после всех трудностей ты будешь вознагражден удовольствием окунуться в чистую освежающую воду. Но, до мирских удовольствий было еще ой как далеко.
Существует мнение, что лучшая туристская группа та – где руководитель садист, а остальные мазохисты! Мы лучшие!
Каменистый подъем… жарко… люди с лицами с нашим знаменем цвета одного (местами синие, местами красные, и пара белых пятен) пыхтят, но упрямо крутят в горку. Докрутили до очередного «пупыря». Группу догоняет даже не порозовевший Майор: - «Ну, вот видите, все не сложно. Нам еще парочка подъемов, таких как восемь этих и мы на месте!» И бодро педалит вперед.
Т.к. подъем носил экскурсионный характер и для ночевки мы возвращались в точку, с которой стартовали, вещи было решено спрятать в лесу. Спрятали. Взяли только перекусы, воду и рем.наборы (хорошо, что камер и латок было в достаточном количестве).
Я впервые на Дообе весной, и, надо сказать, что отныне считаю его весенним веломаршрутом. Дооб – сухое и жаркое место. Но майский Дооб – это наполненный влагой молодой лес, прохладный бриз с моря, запах разнотравья, стрекот кузнечиков в траве, побеги ежевики…
Побеги ежевики умело останавливали нас в самых живописных местах, чтобы пока один клеит, а второй качает, группа могла оценить красоту окрестностей.
Лиственный лес на северной стороне горы, мы сменили на пицундскую сосну и можжевельник южного склона, хвойным ароматом которых хотелось дышать и дышать. А когда запасы воды должны были вот-вот закончится маршрут порадовал нас полноводным родником.
Метров через 400 после родника, мы выехали на чудо-тропку – спуск от Шестой щели в сторону Кабардинки. Наше экскурсионное кольцо вокруг Дооба сомкнулось.
Ночевку Майор запланировал в Первой щели - удивительном по красоте месте. Спустились мы в нее часов в 6 вечера. Стали лагерем прямо на пляже. С одной стороны скальный «цирк», с другой - живописная Новороссийская бухта, по центру лагеря бежит родник, а внутри лагеря 18 замечательных человек и одна замечательная…
собака – симпатичный найденыш, которую makatuh решил взять себе.
В лагере все было в удовольствие. Пока мы плескались в море и валялись на пляже, наш руководитель не переставал нас радовать, баловать и удивлять – приготовил обалденно вкусный чечевичный супчик с куриной грудкой и зеленью… мммм…
После обеда, Майор скомандовал десятиминутную готовность для выхода на экскурсию. Покряхтели, побухтели, но приняли вертикальное положение и побрели следом за ним вдоль берега моря. Зато когда увидели цель прогулки, леность как рукой сняло. Это была скала метров 30 в длину и метров 70 в высоту, угол склона примерно 45 градусов и при этом плоская как футбольный стадион. Вся группа тут же вошла в роль человека-паука и расползлась по склону.
Вдоволь набегавшись под разными углами, мы разместились на скале, словно в амфитеатре. Представление не заставило себя ждать. Стая дельфинов разыгралась прямо рядом с берегом. Мы с восторгом наблюдали как они дурачатся: выныривая, кувыркаясь в воздухе и взмахом сильного хвоста снова уходя по воду. Стая дельфинов давно скрылась на горизонте, а мы всё делились впечатлениями от увиденного.
Отдыхали мы, так же как и работали – во всю силу, оттого не для всех утро было добрым.
Мало встать рано утром, надо еще перестать спать. После команды «подъем» лагерь наполнился бесцельно перемещающимися по берегу человеками, которые периодически что-то брали в руки, опускали на место, и потом брали подержать другую вещь – так выглядели сборы.
И только собака-найденыш целенаправленно стаскивала шкурки от сала в спальник makatuh`а.
Ах как хорошо нам было спускаться в Первую щель… и почему велосипедисты не летают как птицы… Выбирались из нее минут тридцать, в самой распространенной в Краснодарском крае позе велосипедиста – нежно держишь за руль велосипед, который катишь рядом. Хотя, стоит отметить, что в этой позе прошел почти весь наш второй день похода. Ведь, просто поехать купаться в Кабардинку нам показалось неспортивно, и мы решили залезть на Мархотский хребет. А чего б и правда не залезть то?
Вид с хребта удивительно хорош, взгляду есть где разгуляться. Ветер с гор возбуждает желание расправить крылья и взлететь над этим «штормящим» на ветру ковылем и спланировать к морю,… но вместо этого мы забираемся на очередной последний подъем. Мархот подарил нам и спуски… и какие спуски… Когда участникам похода надоело ровнять склон своими коленями, спинами, локтями и шлемами мы выехали на «Семь ветров» откуда за 4,5 минуты спустились в Новороссийск.
До электрички у нас оставалось бонусных 2 часа, потому рванули на набережную распугивать «матрасников» своим специфичным загаром – майки и чулочки.
В электричку грузились отмытые, соленые и довольные. План похода считаю выполненным и перевыполненным. Ну и конечно: Сережа – Молодец!