Велопоход из Амстердама в Берлин
Предисловие:
Амстердам… велосипедная столица, место, где количество велосипедов значительно превосходит количество автомобилей на улицах, именно на улицах, не какое-то абстрактное число припаркованных в гаражах байков. Велосипедизм одержал победу над автомобилизмом прежде всего в головах людей…
Апрель 2013г. Нидерланды. Недалеко от границы с Германией. «Автобаны здесь такие же как в Германии, только здания более приземистые, низкорослые какие-то»- такие первые впечатления о Нидерландах сложились у меня в процессе наблюдения за проносящимися пейзажами из салона автомобиля. До Амстердама мы не доехали в тот раз. Но идея там побывать глубоко укоренилась в голове. И только на ВЕЛОСИПЕДЕ!!! Велосипедист по велосипедной столице не имеет права ездить на машине! Покататься по Амстердаму это конечно хорошо, но на полноценный велопоход не тянет. Идея продолжила свое развитие и переродилась в маршрут: из Амстердама в Берлин! Две европейские столицы, плюс несколько крупных городов и целая вереница интересных лесных дорог немецкой глубинки. Посовещавшись с полковником (водитель и по совместительству мой дядя) маршрут был утвержден и способ доставки тоже - на автомобиле. По приезду в Россию стал предлагать друзьям такой вид отпуска. Оказалось что у Вики (she-wo1f) зрел подобный план, и, объединив наши активы, мы стали развивать его вместе. Искать попутчиков долго не пришлось, тем более что я отказался брать левых незнакомых пассажиров, и круг кандидатов сузился до друзей велокубанцев. Первым к нам присоединился Дима (Dimos), потом на предложение утвердительно ответил Леша (DxWin), последним добавился Виталик (Vitargan4ik). Итак, состав укомплектован, датой старта назначено 19 апреля, автомобили заправлены под пробку, велосипеды подготовлены, вещи собраны, провизия закуплена… ну поехали!
Список явившихся на старт:
Михаил ( Miha)- организация, навигация, адаптация, коммуникация.
Виктория (she-wo1f) - организация, главная по визовым и страховым вопросам, коммуникация, кулинария.
Дмитрий (Dimos) – ремонтная база на колесах, кулинария, налаживание интернациональных связей.
Виталик (Vitargan4ik) – Разведка отклонений от маршрута, кулинария. Организатор ранних подъемов по утрам.
Леша (DxWin) – как самый неприхотливый член команды, готов на все.
Дорога, дорога, ты знаешь так много….
Ехать нам предстояло немало, даже очень . чуть более 3500 км на автомобиле. точнее на двух автомобилях: Fiat Ducato (3 человека) и Wolksvagen Crafter (2 человека), в котором перемещались велосипеды и багаж. Расстояние было преодолено за 3 дня. Утром 4 дня мы достигли цели))
Нить маршрута: Краснодар (по М4)- Ростов – Воронеж – Елец – Ливны – Орел – Брянск – Гомель – Брест – Варшава – Франкфурт на Одере – Гамбург – Амстердам. Столь длинный путь может показаться очень утомительным. И это действительно было бы так, если бы не наш замечательный транспорт, подготовленный для длительной дороги. В любой момент можно было вытянуться во весь рост и поспать или посидеть и полюбоваться проплывающими за окном пейзажами. Так что затекшие конечности не сильно досаждали нам, по пути туда… Движение на машине имеет и ряд несомненных преимуществ. Это, например, еще и обзорная экскурсия по центральной части России матушки, южной части Белоруссии, Польше (в отличие от полета на самолете сразу до места назначения), в любой момент можно было остановиться подышать лесным воздухом или сфотографироваться ( в отличие от передвижения на поезде от станции до станции).
Непривычные для кубанца пейзажи начались уже за Ростовской областью, рельеф перестал быть плоским как стол, а стал повсеместно изрезан овражно-балочной сетью. Глубокие овраги, поросшие молодой апрельской травой .создавали впечатление, что едем мы не по русской глубинке, а по швейцарским предгорьям. Брянские и белорусские леса с огромными корабельными соснами хранят свои секреты, прикрываясь разросшимся подлеском. Почвы, преимущественно песчаные, покрытые мхом, скрадывают человеческие шаги, не желая нарушать тишину соснового бора. Белорусы уделяют много внимания аистам, повсеместно для них устанавливают столбы с гнездами, такой вот своеобразный «культ аиста». Вдоль дороги очень много объектов белорусского деревянного зодчества, фигуры обозначают принадлежность леса к тому или иному лесничеству, как водится, просят беречь лес от огня. Брест вынырнул из леса неожиданно. Большой город-герой, сыгравший свою огромную роль в великой войне. Строили с размахом, широченные проспекты, и пробкам вроде взяться неоткуда. В брестскую крепость, к сожалению, попасть мы так и не успели…
Переход «Варшавский мост» в праздник Святой пасхи сделал нам подарок. Практически полное отсутствие желающих перейти границу и суперскоростное ее преодоление нами, всего пол часа и мы на территории «Панства Польского». А далее было ничем не примечательное движение по автобанам. Уж так они устроены, что служат для скоростного передвижения из точки А в точку Б, а не для экскурсий и изучения достопримечательностей. Зато время в пути относительно передвижения по обычным дорогам сокращается почти вдвое. Ощущение что едешь не по М4 в России приходит не сразу, так как эта самая М4 (особенно ее платный участок в Воронежской области) и немецкий автобан почти не отличаются. Понимание приходит при появлении огромных ветрогенераторов (о них позже) и аутохофов (autohof). Поясню, это стоянка для дальнобойщиков с полной инфраструктурой, от заправки и кафе до парка развлечений. А все потому, что по Европе нельзя ездить сутки не спавши со спичками в глазах. 4 часа едешь, час стоишь, еще 4 часа в дороге и 9 часов отстоя. Иначе если транспортная полиция сверит показания специального прибора тахографа и выяснит, что график не соблюдался, мало не покажется. Штрафы там приличные. Например, 300 злотых в Польше за не включенный ближний свет фар, 3000 р. на наши деревянные. В общем, так мы и доехали до отправной точки, столице велосипедного безумия а по совместительству и столице Нидерландов – Амстердама!
Амстердам…
О этот город, как подорванный склад,
Этот город настоящий ад -
Там не бывает никогда покоя и тишины.
Этот город с рождения встал на тропу войны…
Амстердам встретил нас солнечным утром, потоком машин на подъездной автомагистрали и районом Зеебург (Zeeburg), в котором и располагалась наша отправная точка – одноименный кемпинг (http://www.campingzeeburg.nl). На ресепшене нас встретили вежливым приветствием и предложили выбрать одну из трех зон для расположения. Зоны отмечены флагами разных цветов, а по сути, являются полянами, разделенными тротуаром. Все рядом, все под рукой. Мы решили расположиться на берегу, поближе к большой воде. Жизнь в кемпинге била ключом все время, что мы там находились. Одни поселенцы сменяли других, на месте маленькой двухместной палатки вырастал лагерь из нескольких огромных шатров, публика абсолютно интернациональная, в основном европейская, но встречаются и заокеанские туристы. А жители одной из палаток у входа выставили 2 горшка с нарциссами, не смогли не взять кусочек домашнего уюта с собой, видимо немцы… Повсеместно суетились, занимаясь своими делами, вездесущие утки и уткоподобные представители местной фауны. Кстати, наглостям этим пернатым аборигенам не занимать. Кочуя из лагеря в лагерь, они выпрашивали себе пропитание, а особо наглые могли и проверить на наличие еды оставленный без присмотра пакет или сумку. Такая уж у них работа.… На территории помимо мест под палатки, есть места под прицепы и дома на колесах. А так же несколько десятков разного размера вагончиков, для любителей более комфортного отдыха. Контингент обслуживающего персонала не давал забыть о том, что мы все- таки в Амстердаме. Туалеты и душевые по утрам убирали индивиды, сверху донизу покрытые татуировками, с пирсингом везде, где только можно и розовым ирокезом на голове! Один из местных рабочих (Ро’ман из Словакии), с легкой руки Димоса распробовал традиционный русский напиток с салом, за что щедро одарил нашу группу жетонами в душ. Между прочим, 80 центов за 6 минут слабенького напора не очень теплой воды. С тех пор недостатка в водных процедурах у нас не было)
Путь в центр в первый раз был не менее интересен. Преодолев мост, соединяющий район Зеебург с «материком», обратились к местному с призывом о помощи. В качестве этой самой помощи требовалось сопровождение до центра или хотя бы направление. Местный, очень похожий на турка, приветливо согласился нас сопроводить и, сказав Follow me тронулся в путь. В качестве транспорта «коренной амстердамец» использовал велосипед, очень похожий на советский «Салют», с жутко восмерящим задним колесом и поросшей сантиметровым ржавым налетом цепью! Ехал он подергиваясь, подпрыгивая и вибрируя, ибо Болевар с трудом выносил такие страдания) Так вот, посмеиваясь над этим транспортным средством, доехали до центра. И тут открылось страшное!!! Восмерящие колеса, ржавые цепи, гнутые подкрылки и облезлые рамы были всюду! Скрипы и поскрипывания доносились со всех сторон. Причем самые скрипучие обязательно ехали в наушниках, таким образом избавляя себя от навязчивого звука. Куда ни глянь, везде обязательно кто-то крутит педали. Камы, Десны, Уралы, Салюты… только под другими именами Kettler, Giant… Горных велосипедов практически нет, ну все логично – нет гор – нет и горных великов. Сити – байки и шоссеры – короли амстердамских улиц! На каждом втором велосипеде есть вещевой ящик, спереди или сзади, причем ящик может быть специализированным велосипедным, а может быть и обычным пластиковым ящиком для овощей, привязанным веревками к багажнику. В ящиках этих перевозится абсолютно все, от рабочих документов и покупок из супермаркета до домашних питомцев и даже детей! Для перевозки детей часто используется прицеп с сиденьями и ремнями безопасности. Таким образом множество современных аргументов в пользу приобретения автомобиля ( детей в школу отвезти, в магазин съездить или на работу) меркнут перед набирающим обороты и прогрессирующим велосипедизмом! Велодвижение заслуживает отдельного внимания. Оно построено и налажено так же, как наше автомобильное. У нас, если кто-то посреди дороги остановится на своем автомобиле, ему сразу начинают раздраженно сигналить. Так же и там, нельзя просто остановиться на велодорожке, потому что движение очень плотное (особенно на центральных улицах) и сразу создается затор. Да, В Амстердаме бывают велосипедные пробки! Гневные взгляды и реплики быстро выработали привычку съезжать с дорожки, если возникала такая необходимость. Отдельные велодорожки есть на всех улицах, а в пригороде они не уступают автомобильным. Показывать рукой свое намерение повернуть тоже очень полезно, один раз я чуть не столкнулся с мопедом, несущимся с приличной скоростью, потому что не показал левый поворот, а мопедист планировал меня обогнать слева. Кстати по велодорожкам передвигаются не только велосипеды, но и мопеды и даже маленькие двухместные автомобильчики для пенсионеров и инвалидов. Размером они как половина «Оки». Велополиция так же имеет место, они следят за движением и порядком, и могут указать приезжим например, что двигаться нужно по другой стороне улицы. На велосипедах ездят все, от младших школьников до бабулек почтенных лет, причем бабульки крутят как истинные рододендроны!
Потом мы поехали осматривать достопримечательности, коих очень немало, и начать решили с самых самых, наиболее попсовых экземпляров. Amsterdam Centraal - главный жд вокзал и пассажирский порт города. Грандиозное сооружение, в котором очень легко заблудиться. Рядом находится двухярусная велопарковка, забитая велосипедами под завязку. Люди приезжают из дома, оставляют велосипеды, садятся на поезд и едут куда им надо. От Централя начинается главная улица Амстердама Дамрак (Damrak), разрезающая центр почти пополам. Толпы туристов, оживленное велосипедное движение, сувенирные лавки. Через несколько кварталов на Дамрак как на шампур нанизана центральная площадь города, площадь Дам (Dam-в переводе дамба, название Амстердам образовано от двух слов Амстел и Дам, т.е. Дамба на реке Амстел). С одной стороны Национальный монумент в память о жертвах второй мировой войны, вокруг которого сидят множество людей, а с другой в том момент стоял парк аттракционов. За площадью улица Дамрак уже называется Рокин. Площадь особого впечатления не произвела и мы решили ехать к следующей нашей цели - площади музеев. Надо сказать очень живописное место. Знаменитый постамент «I Amsterdam», искусственный водоем с чашами, в которых растут тюльпаны, ну и конечно музеи вокруг. Вообще центральная часть города наполнена достопримечательностями, на любой улице можно найти что-то приметное, и все достаточно компактно расположено. На велосипеде большую их часть можно объехать за один день. Город сильно напоминает Питер, каналы, мостики, парки. Есть очень необычные сооружения, например научный музей Немо. Он похож на нос корабля, корма которого ушла под воду. Если не полениться и подняться по ступенькам на самый его верх, открывается потрясающий вид на старый город.
Второй день нашего пребывания в Амстердаме мы посвятили посещению парков, постаравшись объехать все, что были в досягаемости. Есть там окультуренные территории, с тротуарами, скамейками и точками фастфуда, а есть и лесопарковые зоны, где можно покататься по грунтовым тропкам и увидеть практически первозданную природу этого природного пояса. Один из парков был облюбован чернокожим населением города, где повсеместно чувствовался запах нидерландского лигалайза.
Утром третьего дня мы отправились в противоположном от центра направлении, а точнее в городок Мюйден для осмотра расположенного там замка и прочих прелестей. Выдвинувшись из кемпинга, мы проехали через Димерпарк (Diemerpark) и далее вдоль озера Маркермер продолжили путь к заветной цели. На подъезде заглянули на Восточную батарею замка. Сам городок очень тихий и спокойной, со стоянкой для яхт и маленькими уличными ресторанчиками, узкими улицами и ухоженными домами. Он произвел впечатление крайнего умиротворения и безмятежности, как будто застыл во времени. В замок мы пройти не смогли, к сожалению, только со стороны посмотрели, но в данной ситуации сам городок замку почти не уступал, так что никто особо не расстроился.